В первые годы жизни ребёнок много времени проводил в играх на полу — складывал пирамидки, играл в кубики, катал машинки и мяч и т. д.
Постепенно игры у него усложнялись, в детской комнате стали появляться конструкторы, мозаики, пазлы, кукольная мебель, кукольная посудка и пр., но привычка играть на полу осталась.
Если на ребёнка никак не влиять и оставить всё как есть, он и в дальнейшем основную часть времени бодрствования будет проводить в играх и занятиях на полу. Но с повзрослением ребёнок всё меньше играет, и его всё больше увлекают занятия, развивающие новые навыки, развивающие интеллект, — это рисование, раскрашивание картинок (в книжках-раскрасках), лепка, вырезание фигурок из бумаги и картона, письмо и т. п.
Если играть, сидя на полу, ребёнку достаточно удобно, то развивать новые навыки, о каких мы только что сказали, в положении сидя на полу не с руки. Ребёнок ложится на живот, упирается в пол локтями и в таком положении рисует, раскрашивает, лепит, вырезает, пишет... И вредит себе.
Пребывать в описанном положении долго вредно потому, что позвоночный столб резко искривляется в шейном, грудном и в поясничном отделе. Поскольку костная система у ребёнка находится в состоянии интенсивного роста и формирования, привычка ребёнка лежать на животе, упёршись в пол локтями, оказывает на формирующийся позвоночный столб негативное влияние, и у ребёнка скоро возникают нарушения осанки.
Искривления позвоночника у такого ребёнка развиваются не только в сагиттальной плоскости, но и во фронтальной плоскости, потому что, выполняя те или иные манипуляции правой рукой, он в это время опирается только на локоть левой руки.
У ребёнка, имеющего обыкновение лежать на животе и опираться лишь на одну руку, могут неправильно, неравномерно развиваться кости, формирующие плечевой пояс. Со временем одно плечо у такого ребёнка будет несколько шире другого и чуть выше (как бы вздёрнуто). Быстро устают мышцы шеи, принуждённые постоянно удерживать голову на весу, и ребёнку чаще требуется отдых.
Есть ещё один момент, о котором нельзя не сказать: у ребёнка, долго лежащего на полу и опирающегося на локти, возникают застойные явления в органах брюшной полости, и это неблагоприятно сказывается на их функционировании и на их состоянии. Внутренние органы, испытывающие давление со стороны соседних внутренних органов и потому работающие с повышенной нагрузкой, быстрее изнашиваются, быстрее выходят из строя (заболевают).
Вот почему нельзя позволять ребёнку рисовать, раскрашивать писать и т. д. в положении лёжа. Обретать новые навыки и развиваться интеллектуально ребёнок старшего дошкольного возраста и школьного возраста должен сидя за письменным столом, а не лёжа на животе, на полу или на диване.
Есть только один способ отучить ребёнка от привычки проводить много времени лёжа на животе с упором на локти — неустанная разъяснительная работа. Ребёнок, который будет ясно представлять вред привычки, быстро избавится от этой привычки.
Если мама замечает (или подозревает), что у ребёнка формируется неправильная осанка, она непременно должна поговорить о проблеме с детским врачом. Ребёнку рекомендуется ежедневно выполнять комплексы физических упражнений, направленных на улучшение осанки, — упражнения приводятся в ст. «Ребёнок сутулится».
А также этому ребёнку рекомендуется заниматься спортом (гимнастикой, лёгкой атлетикой, плаванием и др.), такому ребёнку нужно делать массаж шеи, спины, поясницы (основные приёмы массажа, которые при этом задействуются, — поглаживание, растирание, разминание, поколачивание).