Найти тему
Учи легко

Восприятие окружающего мира с рождения до трёх лет. Часть 3. Вкус, осязание и обоняние.

Восприятие окружающего мира является самым важным в первые годы жизни. Это и есть то самое сенсорное развитие, о котором много говорят. Мир мы воспринимаем благодаря слуху, зрению, вкусу, осязанию и обонянию. В первой части я написала о восприятии мира в общем и о слухе. Во второй части – о зрении. Сейчас поговорим о вкусе, осязании и обонянии.

Ещё в животике мамы ребёнок глотает околоплодные воды. После рождения у ребенка по-прежнему не большой ассортимент вкусов. Мамино молочко или смесь. С первым прикормом восприятие окружающего мира становится шире. Мозг ребенка начинает строить новые нейронные связи. Основных вкусов существует четыре: сладкое, солёное, горькое, кислое.

Богатство в ощущениях вкуса на самом деле даёт обоняние. Если заложен нос, и кушать, например, яблоко, оно будет безвкусным. Можете попробовать этот эксперимент, зажав нос пальцами. Только не убирайте пальцы ни на мгновение, иначе нос уже подаст нужный сигнал главному мозгу. А если к носу поднести ванилин и текст яблоко, то в вашем восприятии яблоко станет ванильным.

Обоняние вообще удивительное чувство! Например, для того, чтобы услышать звук, барабанная перепонка должна "поймать" волны определенной частоты. Затем переделать их для улитки, которая изменяет сигналы для головного мозга. Длинный путь. Или зрение. Сначала хрусталик глаза, затем сетчатка... Если же говорить за обоняние, то у нас в носу находятся рецепторы, которые сразу передают сигнал в мозг.

-2

Сила разных запахов многими людьми недооцениваются. Если в спокойном состоянии человек находится в одном помещении с цветами роз, то пойдёт время, и запах роз сам по себе будет успокаивать его. Примерно также действует на младенцев запах матери. Если мама начнёт пользоваться духами, ребёнок может даже отказываться от еды, при этом будучи очень голодным.

Осязание тоже работает быстро. Мы прикасаемся сразу к рецепторам нервных окончаний без посредников, и сразу идёт сигнал в мозг. Ребёнок только учится распознавать, где же он чувствует прикосновение. Поэтому он не всегда может объяснить, где у него болит, или где он ударился. Это не значит, что ему не больно. Это значит, что у вас есть возможность его научить. Найти вместе с ним синяк или ранку "где-то здесь, на ноге".

Чтобы развивать вкус, конечно, нужно пробовать на вкус. Чтобы развивать обоняние, соответственно, нужно нюхать и комментировать, какие запахи мы слышим. Это кажется элементарным. Но в три года один ребенок может сказать, что он слышит запах пирога, а второй не может. Потому что у него не развито восприятие на нюх (если ребенок здоров при этом, конечно). То же самое с осязанием. Поэтому я "за" зарядки и массажи с самого роддома, если нет противопоказаний.

На самом деле сенсорное развитие происходит очень естественно. Если мама любит своего ребенка, то у ребенка не должно быть проблем с восприятием окружающего мира на слух, зрение, вкус, осязание и обоняние.

Успехов вам и вашему ребенку!

Также советую к прочтению свои статьи:

Восприятие окружающего мира. Часть 1. На что обращать внимание?

Восприятие окружающего мира. Часть 2. Зрительное восприятие.

Первый год жизни ребенка считается самым важным.

Зависит ли будущее ребенка от сенсорного развития?

Почему мы решили учить детей дома и не отдавать их в школу?