Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

Рецензия на книгу: Сергей Миров - «Аракс. Хроника рок-поколения»

Обложка книги
Обложка книги

2020, ИПЦ «Маска»

Оценка: 8 из 10.

Чтобы понять, за какую невыполнимую миссию взялся Сергей Миров, давайте попробуем объяснить молодому поколению, что это за легендарная рок-группа «Аракс». Формулировки получаются странные и парадоксальные. Это группа, у которой не было своего репертуара (вопреки всем канонам русского рока!), зато она аккомпанировала ленкомовскому «Тилю», записывала саундтрек к «31 июня», играла с Юрием Антоновым, а многие солисты участвовали в альбоме «По волне моей памяти». Это группа, неоднократно полностью менявшая состав, причём одни легенды там сменяли других: в истории «Аракса» отметились (не в хронологическом порядке) Александр Буйнов, Сергей Беликов, Анатолий Алёшин, Александр Лерман, Евгений Маргулис, Юрий Шахназаров, Вадим Голутвин, Тимур Мардалейшвили, Анатолий Абрамов, Сергей Рудницкий, Александр Садо и др. Эта группа могла бы считаться «нашими System of a Down», ведь её создали московские студенты армянского происхождения, что и нашло отражение в названии «Аракс»; впрочем, к названию быстро привыкли, а армяне постепенно растворились в многонациональном составе музыкантов. Опять-таки вопреки канонам русского рока, «Аракс» решал сложнейшие мелодические и аранжировочные задачи (с разными композиторами - совершенно разные), оставляя текстам вспомогательную функцию. По «Араксу» ностальгируют многие, но в финале книги Сергей Миров проводит блиц-опрос среди многочисленных экс-участников на тему возможного юбилейного воссоединения - и почти все утверждают, что никому это не нужно.

Что автор делает с таким неподатливым и противоречивым материалом? Отказывается от идеи хронологической биографии группы «Аракс» и разворачивает перед читателем «хронику рок-поколения». Методом погружения: череда запутанных воспоминаний свидетелей перемежается лирическими отступлениями, байками, анекдотами, словариками сленга и качественным брюзжанием. В калейдоскопе лиц и событий, охарактеризованном попавшей в эпиграф фразой Александра Градского «Все играли со всеми!», довольно трудно разобраться, но крайне увлекательно находиться. Атмосфера музыкальных 70-х очень душевно реконструирована, причём кроме сладкой ностальгии по тревожной молодости там нашлось место интригам, конфликтам, противоречиям, нелицеприятным оценкам - всему тому, из чего состоит настоящая жизнь.

Примечательно, что книга будет интересна не только тем, кто как-то застал описываемые времена. «Хроника рок-поколения» по форме не имеет ничего общего со справочником или учебником, но по сути даёт очень объёмный экскурс в историю явления: ВИА и подпольные рок-группы, филармонические ставки и схемы их обхода, зарплата в «Весёлых ребятах» и визит Марка Захарова на люберецкую танцплощадку, спекуляция музыкальными инструментами и влияние «звёздочки» и «белочки» на творческий процесс, характер Юрия Антонова, белые сапожки Сергея Беликова и методы подката Криса Кельми к девушкам - диковинный набор, согласен, но как знать, где вам пригодится этот кладезь необычных знаний.

Алексей Мажаев, InterMedia