Найти тему
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

Пример

Ты говоришь, что хочешь жить достойно
И подавать благой пример другим.

На первый взгляд всё будто бы разумно,
И благородно, и светло, и живо.
Но это, друг мой, лишь на первый взгляд,
Которому мудрец не будет рад.
Коль ты идёшь к непреходящей цели,
То должен углубиться и понять,
Что истинный пример явить нельзя,
Ибо он скрыт в глубинах нашей мысли,
Которая незрима никому,
Кроме Того, Кто источает мысль, —
А значит и примером быть не может.

Хоть кто-то и сказал: «Вы — свет для мира,
Пусть ясно светит свет ваш пред людьми,
Чтоб, видя ваши добрые дела,
Они в сердцах благословляли Бога»
, —
Но что́ такое ”добрые дела” ?
Что́ этим словом люди называют ?
Конечно ж, то, что́ в глупости своей
И в слабости они
добром считают.

Но мы с тобою знаем, друг любимый,
Что никаких на свете добрых дел
Не существует, кроме одного —
Единственного дела нашей жизни —
Прислушиваться к внутренним шагам,
Словам, дыханью, действиям и взглядам,
Того, Кто знает непреложный путь
Для блага каждой поднебесной твари.
Лишь Он есть несомненное добро
Без примеси дурного угожденья
Изменчивым понятиям людей
О сущности разнообразных дел,
И слушаться Его — во́т наше дело,
Хоть добрым оно кажется, хоть злым.

Ведь истинное дело не в делах —
Хоть добрых, хоть недобрых, а в сраженье
С неукротимой волею своей,
Которая не любит Воли Бога
И норовит всё делать для себя.
Борьба с упрямством, самостью, лукавством
И очищение от всех помех,
Какими одарили нас с рожденья, —
Во́т истинное дело нашей жизни,
Во́т неподдельный, чистый Божий дар,
И коль его ты людям не приносишь,
Ты не добром, а гнилью плодоносишь.

Ведь сколько разных душ на этом свете
Пытались и пытаются явить
Достойный образец достойной жизни,
Поставив людям нечто в идеал,
Чтоб кто-то мог бы на него равняться
И жить не как угодно, а разумно,
Толково, здраво, трезво и светло
И тонко различать добро и зло.
Быть может, это и похвально, друг мой,
Но истинный пример нельзя явить.
Явить возможно лишь телодвиженья,
Одежды, формы, имена, фасад,
То есть лишь то, что́ явно видно глазу,
Не видящему спрятанных основ,
Мотивов, побуждений, грязных снов
И в набожность одетую заразу.

Возьми любое действие, картину,
Любое дело, жест, гримасу, взгляд —
Всё это будет, друг мой, не примером,
А только тенью внутренних шагов,
Возникших от стремленья нашей воли,
Теченья мысли, напряженья чувств,
Направленности к нашей главной цели,
И суммой всех причин и следствий их.
Всё внешнее — лишь знак душевных тайн,
Которые не постижимы зренью, —
А ведь они и есть тот образец,
Который бы явить хотелось людям.

Недаром было сказано давно:
«Главнейшего глазами не увидишь».
Наш главный свет не виден никому.
А добрые дела — лишь мишура,
Что возникает чаще из тщеславья,
А не желания творить добро,
Ибо какое может быть добро,
Коль ты в делах не знаешь Божьей Воли,
Иль знаешь, но не слушаешь Её,
Зато летишь светить заблудшим людям
Своим примером ? Но куда светить ?
Из тьмы во тьму, из лжи ко лжи сугубой ?

Кто́ видит чистоту моей души ?
Кого я заражу её примером,
Чтобы и он стремился к чистоте,
Лишь в ней одной прозрев своё спасенье ?
Кто́ может видеть, ка́к я Божью Волю
В слезах и познаю и исполняю,
Терпя всё то, на что́ Она меня
Невольно обрекает в этом мире ?
Кому подам я верности пример,
Когда никто её во мне не видит,
Наоборот, для скольких душ слепых
Я стал предателем их представлений
О верности, о правде, о любви,
О дружбе, о законах отношений,
О важном и неважном меж людьми.

Ка́к я могу подать пример Любви,
Когда Она все милости свои
Всегда велит хранить в глубокой тайне ?
Ка́к я могу свой истинный пример
На люди выставлять, как лицемер,
Который славолюбьем бредит втайне ?
Ка́к я могу воздержанность мою,
Мой страх пред лишним словом, делом, взглядом
Поставить просто на одну скамью
С фальшивым, показным смиреньем рядом ?
Ка́к мне явить мой вздох, мой стон, мой крик
И боль, какой не выразит язык,
Соделав их образчиком молитвы,
Чтоб кто-то, видя мою с миром брань,
Свою в молитвах надрывал гортань
И вёл свои Божественные битвы ?

О том, что́ скрыто, можно рассказать.
Но это невозможно показать,
А значит, глядя на мои деянья,
Не видя тайн моих подспудных сфер,
Глупец найдёт не истинный пример,
А пищу лишь для псевдоподражанья.