Так сложилось, что мне довелось вести бизнес в 4 странах. И, конечно, на этом пути встречал много бизнесменов из России, решивших попробовать себя в другой стране. Несмотря на богатый российский опыт, постоянно приходилось видеть одни и теже ошибки, регулярно совершаемые соотечественниками. И в этой статье хочу их разобрать.
1. Ошибка первая. Действия с наскока.
Часто приходится видеть, как приезжая из России люди стараются сразу организовать на местности свой бизнес. Концовка практически всегда одна и таже. Медный таз. На 200 начинаний хорошо если выгорает одно. Самая частая причина - ориентация бизнеса на местное население без учета ментальных особенностей. Во многих небольших странах к Вам не пойдут, если Вы иностранец и есть хоть какой-то местный аналог. Радужные истории великих успехов наших бизнесменов в этих странах, как правило, приходится слушать только от риэлторов, которые продают Вам недвижимость по прибытии. Истории из жизни совсем другие.
Если решили делать бизнес в другой стране, то необходимо прожить в ней как минимум год. И досконально изучить все: налоговое законодательство, менталитет людей, традиции, стереотипы поведения. Иначе даже самая лучшая идея обречена на провал. И часто просто из-за того, что Вы иностранец.
Вторая проблема - местные помощники. Обещают золотые горы, берут в десятки раз завышенные комиссии за свои услуги, и при этом затягивающие новичков в болото.
Опыт показывает одно. Если начинаете бизнес хотя бы через пару лет после приезда - процент успеха становится значительно выше.
2. Ошибка вторая. Непонимание потенциала рынка.
Многие переехав стараются заниматься привычным для себя бизнесом, совершенно не понимая, что в новой стране эта ниша может быть ничтожно мала или просто отсутствовать.
Чем меньше страна, тем меньше потенциал любых продвинутых начинаний. Если едете в курортную зону, то IT превращается в настройку Windows и запись данных на флешку. Аналогично со всеми остальными нишами.
Чем примитивнее страна, тем проще должно быть то, чем Вы занимаетесь. Иначе ниша будет отсутствовать. Надеяться приучить местных к чему-то новому тоже наивно, если нет должной капитализации.
Поэтому если не хотите заниматься чем-то, что Вам чуждо - стоит выбирать страны с развитой экономикой. Где есть все привычные рыночные ниши и главное есть спрос абсолютно на все.
Здесь Вам нужно будет доказывать свою компетентность, но если подтвердите ее, то все будет в порядке.
3. Ошибка третья. Специфические законы
Местное законодательство нередко имеет ряд ограничений для иностранцев. Например запрет на владение 100% капитала компании. А это зависимость от юристов или непроверенного компаньона. Оба варианта пагубны.
Именно местные компаньоны стали причиной потери весьма значительных капиталов, как по глупости этих самых компаньонов, так и по преднамеренному умыслу.
Не стоит закладываться на чужую надежность. Всегда лучше попробовать найти решение, при котором Вы ни от кого не будете зависеть.
Также деятельность может лицензироваться. И если начнете чем-то заниматься без локальной лицензии - последствия долго не заставят себя ждать. Очень быстро найдется кто-то (сотрудник или конкурент), кто оперативно уведомит соответствующие органы. А размер штрафов может очень неприятно удивить.
Надеяться, что с кем-то удастся договориться не стоит. И чем более развита страна, тем меньше стоит полагаться на авось и надеяться, что все обойдется.
Последствием такой наивности может стать и запрет на деятельность, и депортация, и тюремный срок. И уж точно будет весьма увесистый штраф.
4. Ошибка четвертая. Здесь люди честнее.
Эта иллюзия меня всегда особенно удивляла. Очень многие бизнесмены из России склонны думать, что в других странах местное население намного порядочнее, чем на родине. Откуда эта иллюзия берется - непонятно. Но она очень распространена и часто выходит боком.
Мошенники и аферисты есть везде. А наивность часто хуже коварства. Поэтому быть на чеку нужно везде.
При этом помните, что Вы в гостях. В любом суде в большинстве стран прав будет местный. Это общемировая практика. И когда уже пострадав Вы пойдете доказывать свою правоту, то с очень большой долей вероятности потеряете только время и деньги.
Именно российские бизнесмены умудряются добиваться успехов практически везде. Но если не хотите, чтобы опыт достался слишком высокой ценой - лучше учитывать все перечисленный в данной статье нюансы.