«Книга о разнообразии мира» принадлежит одному из самых известных путешественников мира – Марко Поло. Она относится к началу XIV века и сообщает о различных сторонах жизни столь далекого от Европы Китая, где Марко Поло пятнадцать лет состоял на службе хана Хубилая. Достоинства книги – яркий, красочный стиль повествования, обилие информации самого разного рода. Недостатки – неточности, включение в книгу непроверенной информации, невероятное количество небылиц и легенд.
На основе «Книги о разнообразии мира» ("Книги чудес света") можно рассуждать о многих вещах. Например, о том, что "красиво не соврать - истории не рассказать", поскольку несостыковок и откровенных нелепиц в книге более чем довольно; или о том, насколько богатой была фантазия средневекового человека, способного породить все эти легенды. Но сегодня поговорим не о самом Марко Поло, а о других странниках, упомянутых в книге.
Как и зачем средневековые люди, в большинстве своём проживавшие всю жизнь на одном и том же месте, вдруг срывались с места и отправлялись на другой конец света?
Марко Поло много пишет о купцах и паломниках, встреченных им в пути. Торговцы рисковали, отправляясь в далекие путешествия, в надежде обрести богатство. Путешествия в заморские страны были полны коммерческих неудач и смертельных опасностей. Товар страдал от погоды, плохих дорог, длительного хранения; купцов поджидали и грабежи, и поборы местных феодалов, на море – бури, потопившие немало авантюристов.
Обо всём этом должен был рассудить купец, прежде чем отправиться в путь. Однако страхи не останавливали предприимчивых торговцев, ведь игра стоила свеч – в случае удачного предприятия можно было выручить очень крупные барыши. Марко Поло пишет, как купцы решались на дальнее путешествие: ««Посоветовались они между собой, да и решили идти в Великое море за наживой да за прибылью. Накупили всяких драгоценностей да поплыли из Константинополя в Солдайю». Особенно прибыльным делом были торговые операции с Востоком, откуда вывозились товары роскоши, пряности, дорогие ткани, соль. Кстати, в «Путешествии в восточные страны» Рубрука содержится упоминание о торговле солью, добываемой в низовьях Дона, и о множестве стремящихся туда купеческих судов. По его словам, Батый (да, тот самый Батый, весьма неприятный для Руси) и Сартах (его старший сын) получали с пошлин на эту торговлю колоссальную прибыль.
Путешествия с религиозными целями, такие как паломничество и миссионерство, приобрели в Средние века большое значение. Паломники имели множество привилегий: не платили дорожных пошлин, имели право свободного прохода. Паломникам оказывалось всяческое уважение, им оказывали посильную помощь. Существовали рыцарские ордена, имевшие своей целью охрану паломников и помощь в их странствиях – к примеру, госпитальеры, основатели госпиталей, странноприимных домов.
Паломники ожидали довольно многого от своих странствий. Немало верующих шло к святыням, чтобы получить прощение, благословение, отпущение грехов или исцеление от недугов, а тяжёлый путь к святым местам символизировал для них путь в Царствие Небесное. Прикосновение к реликвиям имело величайший смысл в сознании христианина, вера в их чудодейственную силу была непоколебимой. Например, Марко Поло упоминает паломничества к мощам святого Фомы, захороненным в Меабаре. Он рассказывал, что был свидетелям исцелений, а также слышал от местных жителей и паломников о многочисленных чудесах, которые происходили там регулярно.
В книге Марко Поло речь идёт не только паломниках-европейцах. Священные места и предметы, привезенные из дальних краев, считались чудодейственными не только христианами. По словам путешественника, мусульмане также приходили в Меабар в надежде на чудо, поскольку считали святого Фому «великим пророком-сарацином». А хан Хубилай просил Николая и Матвея (Маффео) Поло – отца и брата Марко, странствовавших вместе с ним – привезти масло из лампады, что у гроба Господня в Иерусалиме», и «святое масло ценил он дорого».
Что же касается миссионерства, оно также было распространено в Средних веках. Авторы наших источников постоянно упоминают о встречах в дальних краях с монахами, проповедующими «неверным» основы христианства.
Для христианского проповедника важен был дар убеждения, так как для обращения в другую веру язычников или мусульман необходимо было красочно и обоснованно рассказать им о «могуществе… и чудесах Христа». Марко Поло отмечает, что привлечь иноверцев к своей религии было бы гораздо проще, если бы Папа отправил в чужие страны способных проповедников, так как встречавшиеся ему миссионеры учили не слишком веско и вразумительно.
Качество дорог в Средние века оставляло желать лучшего. Так, по сведениям Марко Поло, путь из Лаяса в Клеменфу занимал три с половиной года «по причине дурных дорог». Что ж, тут есть некоторая преемственность многих эпох – состояние дорог кое-где до сих пор поражает воображение…
____________________
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше интересного!)