Найти тему
Книжный червячок

Куда и зачем шли средневековые странники, или Книга о разнообразии мира

«Книга о разнообразии мира» принадлежит одному из самых известных путешественников мира – Марко Поло. Она относится к началу XIV века и сообщает о различных сторонах жизни столь далекого от Европы Китая, где Марко Поло пятнадцать лет состоял на службе хана Хубилая. Достоинства книги – яркий, красочный стиль повествования, обилие информации самого разного рода. Недостатки – неточности, включение в книгу непроверенной информации, невероятное количество небылиц и легенд.

На основе «Книги о разнообразии мира» ("Книги чудес света") можно рассуждать о многих вещах. Например, о том, что "красиво не соврать - истории не рассказать", поскольку несостыковок и откровенных нелепиц в книге более чем довольно; или о том, насколько богатой была фантазия средневекового человека, способного породить все эти легенды. Но сегодня поговорим не о самом Марко Поло, а о других странниках, упомянутых в книге.

Как и зачем средневековые люди, в большинстве своём проживавшие всю жизнь на одном и том же месте, вдруг срывались с места и отправлялись на другой конец света?

Маршрут путешествия Марко Поло. Даже сейчас поражает воображение! Изображение из открытых источников
Маршрут путешествия Марко Поло. Даже сейчас поражает воображение! Изображение из открытых источников

Марко Поло много пишет о купцах и паломниках, встреченных им в пути. Торговцы рисковали, отправляясь в далекие путешествия, в надежде обрести богатство. Путешествия в заморские страны были полны коммерческих неудач и смертельных опасностей. Товар страдал от погоды, плохих дорог, длительного хранения; купцов поджидали и грабежи, и поборы местных феодалов, на море – бури, потопившие немало авантюристов.

Караван Марко Поло. Изображение из открытых источников
Караван Марко Поло. Изображение из открытых источников

Обо всём этом должен был рассудить купец, прежде чем отправиться в путь. Однако страхи не останавливали предприимчивых торговцев, ведь игра стоила свеч – в случае удачного предприятия можно было выручить очень крупные барыши. Марко Поло пишет, как купцы решались на дальнее путешествие: ««Посоветовались они между собой, да и решили идти в Великое море за наживой да за прибылью. Накупили всяких драгоценностей да поплыли из Константинополя в Солдайю». Особенно прибыльным делом были торговые операции с Востоком, откуда вывозились товары роскоши, пряности, дорогие ткани, соль. Кстати, в «Путешествии в восточные страны» Рубрука содержится упоминание о торговле солью, добываемой в низовьях Дона, и о множестве стремящихся туда купеческих судов. По его словам, Батый (да, тот самый Батый, весьма неприятный для Руси) и Сартах (его старший сын) получали с пошлин на эту торговлю колоссальную прибыль.

Иллюстрация из "Книги о разнообразии мира" Марко Поло. Изображение из открытых источников
Иллюстрация из "Книги о разнообразии мира" Марко Поло. Изображение из открытых источников

Путешествия с религиозными целями, такие как паломничество и миссионерство, приобрели в Средние века большое значение. Паломники имели множество привилегий: не платили дорожных пошлин, имели право свободного прохода. Паломникам оказывалось всяческое уважение, им оказывали посильную помощь. Существовали рыцарские ордена, имевшие своей целью охрану паломников и помощь в их странствиях – к примеру, госпитальеры, основатели госпиталей, странноприимных домов.

Паломники ожидали довольно многого от своих странствий. Немало верующих шло к святыням, чтобы получить прощение, благословение, отпущение грехов или исцеление от недугов, а тяжёлый путь к святым местам символизировал для них путь в Царствие Небесное. Прикосновение к реликвиям имело величайший смысл в сознании христианина, вера в их чудодейственную силу была непоколебимой. Например, Марко Поло упоминает паломничества к мощам святого Фомы, захороненным в Меабаре. Он рассказывал, что был свидетелям исцелений, а также слышал от местных жителей и паломников о многочисленных чудесах, которые происходили там регулярно.

Не обошлось и без псоглавцев. Изображение из открытых источников
Не обошлось и без псоглавцев. Изображение из открытых источников

В книге Марко Поло речь идёт не только паломниках-европейцах. Священные места и предметы, привезенные из дальних краев, считались чудодейственными не только христианами. По словам путешественника, мусульмане также приходили в Меабар в надежде на чудо, поскольку считали святого Фому «великим пророком-сарацином». А хан Хубилай просил Николая и Матвея (Маффео) Поло – отца и брата Марко, странствовавших вместе с ним – привезти масло из лампады, что у гроба Господня в Иерусалиме», и «святое масло ценил он дорого».

Что же касается миссионерства, оно также было распространено в Средних веках. Авторы наших источников постоянно упоминают о встречах в дальних краях с монахами, проповедующими «неверным» основы христианства.

Для христианского проповедника важен был дар убеждения, так как для обращения в другую веру язычников или мусульман необходимо было красочно и обоснованно рассказать им о «могуществе… и чудесах Христа». Марко Поло отмечает, что привлечь иноверцев к своей религии было бы гораздо проще, если бы Папа отправил в чужие страны способных проповедников, так как встречавшиеся ему миссионеры учили не слишком веско и вразумительно.

Страница из "Книги о разнообразии мира". Изображение из открытых источников
Страница из "Книги о разнообразии мира". Изображение из открытых источников

Качество дорог в Средние века оставляло желать лучшего. Так, по сведениям Марко Поло, путь из Лаяса в Клеменфу занимал три с половиной года «по причине дурных дорог». Что ж, тут есть некоторая преемственность многих эпох – состояние дорог кое-где до сих пор поражает воображение…

____________________

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше интересного!)