Найти в Дзене

Где рождаются корабли

Зеленодольский завод имени А.М.Горького – судостроительный завод, расположенный на Волге в городе Зеленодольск республики Татарстан.

Свою историю предприятие ведет с 1895 года, когда по решению Министерства путей сообщения Казанского Округа были основаны Паратские судоремонтные мастерские, предназначенные для ремонта технического флота, расположившиеся в Паратском затоне на Волге, в 40 км выше Казани.

Основной профиль предприятия – постройка современных кораблей и судов различного назначения, их поставка на внутренний рынок и на экспорт. За годы своей истории заводом построено свыше 1500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных.

При судостроительном заводе есть музей, где рассказывается вся история завода. Например, начиная с 1960 и до 2006 года на заводе строилась серия скоростных судов на подводных крыльях типа «Метеор», предназначенных для перевозки пассажиров на транзитных и местных линиях. Всего было построено более 400 единиц судов, часть из которых до сих пор работает как в России, так и в разных странах мира. А перед музеем установлен бронекатер-234 имени А.Калюжного, который был построен трудящимися завода в августе 1943 года и прошел боевой путь от Азова до Вены. Привезен из порта Измаил и установлен в 1973 году на территории завода.

-2

Надеваем каски и идем знакомиться с производством.

-3

Рассказ о производстве кораблей начнем с корпусообрабатывающего цеха.

-4

Для начала весь металл, который потом пойдет на изготовление секций и узлов кораблей, должен пройти линию очистки.

-5

Здесь весь листовой и профильный прокат очищают от окалины и ржавчины, грунтуют межоперационным грунтом.

-6

Затем листы металла разрезают на заготовки, из которых потом начнут собирать судовые секции.

-7

Режут металл при помощи машины плазменной резки MESSER OmniMat L5000 (Германия). Машина умеет резать низкоуглеродистые стали, высоколегированные сплавы, цветные металлы и титан.

-8

Резка происходит под контролем операторов. Линия плазменной резки металла MESSER позволяет резать металл толщиной почти в сантиметр со скоростью 12 метров в минуту.

-9

Нет, вы только посмотрите. Здесь создают корабли, а они котиком заинтересовались!

-10

Словно никогда и не видели.

-11

Если необходимо придать изгиб листу металла, то используют листосгибочную машину.

-12

Для штамповки деталей корабля используют гидравлический пресс.

-13

А этот пресс способен в трех измерениях согнуть детали толщиной до 30 мм.

-14

Установка гидроабразивной резки MODULA 3 (Италия). Рабочая зона установки 2,5 на 12 метров – самая крупная рабочая зона в России. Здесь можно резать почти любые материалы толщиной от 1 мм до 250 мм с помощью 5-осевой режущей головки, в которую под давлением 6200 бар подается жидкость с абразивными веществами.

-15

Что остается после резки, пойдет потом на переплавку.

-16

Нарезанные и отштампованные детали соединяют между собой в мелкие узлы, а затем в более крупные секции.

-17

В стапельно-достроечном цехе корабль в общем-то и приобретает свои окончательные черты, где секции соединяют воедино, а перевозят эти крупные секции вот на таком тяжеловозе – самоходном транспортировщике Cometto.

-18

Транспортировщик небольшой, ниже Виталия Рагулина, но чрезвычайно тяговитый: при собственной массе в 17 тонн, может перевозить до 175 тонн груза.

-19

Вот такие огромные секции на транспортировщике доставляют в стапельно-достроечный цех, где будучи соединенные друг с другом, превращаются в единое целое – корпус настоящего корабля. Белая ребристая штуковина на фото – топливный бак корабля.

-20

Так выглядит стапель, на котором и собирают корпуса кораблей из отдельных секций.

-21

Все время подвозят новые детали и модули, тут же устанавливая их на свое место.

-22

На стапеле идет сборка патрульного корабля «Дмитрий Рогачев» (проект 22160).

-23

Затем корпус на тележках переедет в док, где произойдет окончательная достройка корабля.

-24

В настоящий момент на предприятии строятся 18 кораблей.

-25

Постройка кораблей ведется по заказу Военно-Морского Флота Российской Федерации и ряда зарубежных стран.

-26

Затем готовые корабли покинут стены (доки) родного завода и по внутренним водным путям направятся к местам несения боевой службы. Примечательно, но по внутренним водным путям они пойдут не своим ходом, а будут отбуксированы на понтонах толкачами и буксирами, из-за ограничений глубин судового хода.

Покидаем территорию завода, но это еще не все. Приглядитесь. Межу красным танкером и сухогрузом хорошо заметен корпус, в котором угадываются черты теплохода 588 проекта. Из-за отсутствия надстроек средней палубы и выше, я даже поначалу не понял, что это вообще пассажирский теплоход. Но оказалось, что это теплоход «Арабелла», из которого с 2012 года пытаются сделать VIP-яхту. Но из-за недостатка финансирования, процесс этот затягивается. Обещали к 2017-2018 году доделать.

-27

При судостроительном заводе есть детский яхтенный клуб.

-28

Ребята постигают азы навигации и учатся ходить под парусом.

-29

Обучение для детей здесь бесплатное.

-30

Вполне вероятно, что нынешние воспитанники яхтенного клуба потом придут на судостроительный завод, или станут судоводителями продукции завода. Работа на перспективу!

-31

.

Внимание! Больше рассказов на речную круизную тему читайте на моем Дзен-канале по этой ссылке.

.

Подпишись на меня на Дзене! frocush

Я в соцсетях: YouTube | LiveJournal | Facebook | Instagram | Одноклассники

.