Найти в Дзене
Акум Эксперт

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного АКБ и не переплатить

Оглавление

Многим автолюбителям рано или поздно приходится пользоваться зарядным устройством для своей АКБ. И этому есть несколько причин. Самая главная из них – продление срока службы аккумулятора и обеспечение нормального запуска ДВС на автомобиле. Уже одного этого достаточно, чтобы задуматься о том, какую зарядку для АКБ выбрать, чтобы она поддержала ее в рабочем состоянии, и не понести лишних расходов.

Небольшой ликбез о необходимости зарядки

Дело в том, что генератор на автомобиле полностью не заряжает аккумулятор. По рекомендациям заводов-изготовителей АКБ восстановление батареей своей первоначальной емкости происходит при достижении на клеммах батареи напряжения 16,1-16,3 В. На автомобиле чаще всего генератор обеспечивает зарядное напряжение 14,1-14,4 В.

Вызвано это вопросами безопасности. Дело в том, что при превышении напряжения 14 В вода начинает разлагаться и выделяется водород, что может привести к появлению взрывоопасной смеси, так называемого "гремучего газа". Вот автопроизводители и стараются избежать этой ситуации, ограничив напряжение на выходе генератора.

Следствием такого решения будет постоянный недозаряд АКБ, на автомобиле она заряжается до уровня 75% от номинального. И если на момент схода машины с конвейера все нормально, то в дальнейшем, при продолжительной эксплуатации, особенно при пониженной или повышенной температурах, подобный недозаряд приводит к выходу АКБ из строя и проблемам с запуском ДВС.

Как зарядить АКБ

Существует достаточно много различных способов, например, как показано на фото ниже.

-2

Но лучше для этого использовать специальное зарядное устройство. Их много, самых разных, как и способов зарядки. Достаточно только перечислить некоторые из них:

  • зарядка при постоянном токе;
  • зарядка при постоянном напряжении;
  • зарядка импульсным током (пульсирующим или ассиметричным).

У каждого из них свои достоинства, преимущества, так что сразу возникает вопрос, а что же лучше использовать? Не вдаваясь в разбор характеристик и возможностей тех или иных изделий, достаточно просто сформулировать требования к зарядному устройству, обеспечивающему правильную эксплуатацию АКБ.

Какое зарядное устройство выбрать?

-3

Существующее многообразие зарядных устройств порой вызывает путаницу, тем более, что в некоторых случаях многое зависит от типа используемой АКБ. Однако исходя из принципа разумной целесообразности, можно сформулировать требования, которым и должно соответствовать зарядное устройство (ЗУ). Их немного, они достаточно просты и сформированы на основе опыта специалистов по эксплуатации АКБ:

  1. Зарядка должна осуществляться током, равным 0,1 от емкости аккумулятора. Если батарея имеет емкость 60 Ач, то ток надо выставить 6 А.
  2. ЗУ должно автоматически изменять (уменьшать) ток по мере заряда АКБ, и в конце зарядки ток в идеале должен уменьшиться до нуля.
  3. Величина зарядного напряжения должна в конце процедуры составлять 16,1 – 16,3 В. При достижении этой величины считается, что аккумулятор полностью заряжен.

В данном случае речь не идет о контроле плотности электролита, хотя именно по ней определяется степень зарядки АКБ. Сама процедура не сложная, но работать приходиться с серной кислотой, что налагает определенную ответственность на рабочее место и оборудование. Поэтому по большей части достаточно использовать внешний контроль (мультиметр) и измерять напряжение.

Каких соблазнов стоит стараться избегать?

Самое главное – надо решить для себя, чего вы хотите добиться. Выбор ЗУ в соответствии с приведенными рекомендациями позволит поддерживать АКБ в рабочем состоянии длительное время. И стоить такое устройство будет сравнительно немного. Во всяком случае, отмеренный АКБ срок батарея проработает. Не надо забывать, что производитель устанавливает обычной кислотной батарее 4-5 лет нормальной эксплуатации.

Конечно, аккумулятор может проработать и больше указанного срока, но это уже вопрос вероятности – может, проработает, а может, и нет. Во всяком случае, правильная эксплуатация АКБ дает все шансы, что срок службы батареи будет больше отмеренного производителем и вам не придется раньше времени покупать новый аккумулятор.

Выбор же других ЗУ, обеспечивающих при зарядке, как рекламируют производители, десульфатацию, – уже можно назвать излишеством. Никто не имеет ничего против проведения подобных процедур (десульфатации). Однако для этого необходимо специальное зарядное устройство, причем заведомо и гораздо дороже обычного.

Да и хлопот при этом больше. Если у вас нет целого парка автомобилей, а только свой личный, то вряд ли целесообразно заниматься чем-то подобным. Хотя, если вы энтузиаст, или намереваетесь вникнуть во все особенности и тонкости процесса, то конечно нужно соответствующее оборудование. А для обычного водителя, озабоченного поддержанием в первую очередь своего автомобиля в исправном состоянии, хватает самого обычного ЗУ.

Заключение

Для поддержания АКБ в исправном состоянии достаточно использовать обычное зарядное устройство без каких-либо дополнительных функций, значительно повышающих его цену. Благодаря такому ЗУ можно своевременно зарядить аккумулятор и тем самым продлить его срок службы, отложив покупку нового на будущее.

Читайте также на Acums.ru: