Найти тему
К-22

История, начавшаяся с фото. "Когда закончились снаряды, они вступили в гранатный бой с танками противника"

Однажды в Бийский краеведческий музей имени В. Бианки пришла женщина с вот этой фотографией. По ее словам, человека на фото звали Михаил Усольцев. Призывался он из села Новиково Бийского района. Кавалер Ордена Красной Звезды и Ордена Славы 3 степени. Фотография сделана в Берлине 15 июля 1945 года.

Михаил Усольцев
Михаил Усольцев

Женщина, которая принесла фотографию, сообщила также, что Усольцев погиб в Германии, уже после войны. Каким образом это произошло – неизвестно. Я попытался отыскать его родственников через СМИ, но безрезультатно. Попутно решил посмотреть, за что он получил свои награды, где служил, в каком подразделении. И наткнулся на героический, кровавый путь его стрелковой дивизии. Какова была цена наград – читайте ниже.

Усольцев Михаил Петрович – телефонист 664-го отдельного батальона связи 248 стрелковой дивизии. Был призван Бийским ГВК Алтайского края, в РККА с 12.1942 года.

В наградном листе на Орден Славы III степени говорится так:

«Красноармеец Усольцев Михаил Петрович во время боев за Гросс-Нойендорф 2 февраля получил задачу исправить линию связи от командного пункта командира дивизии до командного пункта командира 902-го полка, ведущего бой по очищению города и расширению плацдарма на западном берегу реки Одер. Под ураганным огнем противника, рискуя жизнью, красноармеец Усольцев исправил 12 порывов в течении 18 минут. Этим самым обеспечил командира дивизии бесперебойным управлением 902 стрелковым полком и полк имел успех в борьбе за плацдарм».

Лучше всего воспринимается это дело с помощью контекста событий, который мы восстановим по журналу боевых действий 248 сд (Стрелковой Одесской дивизии). И через судьбу одного солдата перед нами встают кровавые и драматичные дни начала февраля 1945 года на пути к Берлину:

«В 6:30 2.02.45 г. 899 стрелковый полк (248 сд) перешел в наступление, имея задачей выйти на западную и юго-западную окраины Ной-Барним. В 8.00 полк завязал бой на восточной окраине и вынудил противника отойти в центр села. Противник бросил против полка 8 танков и три штурмовых орудия.

902 СП к 8.30 наступая во взаимодействии с 899 СП, вышел на рубеж исходной отм. 14.0 южнее Гросс Нойендорф. К 8.30 2.02.45 г. противник подтянул до полка пехоты, до батальона мотопехоты на бронетранспортерах и 60-80 танков и штурмовых орудий. После мощного артиллерийского налета перешел в контратаку против 899 стрелкового полка, имея против правого фланга до 40 танков и 6 самоходных орудий, 14 бронетранспортеров и до полка пехоты.

После полуторачасового боя противник полностью окружил 4,7 и 9 СР 899 стрелкового полка. Бойцы дрались самоотверженно. Многие вступали в единоборство с танками, которые утюжили окопы неполного профиля. Многие бойцы погибли под гусеницами танков, но не отошли. Часть личного состава этих рот по приказу командования стали отходить, ведя бой с наступавшим противником на Гросс Нойендорф. 1 и 2 СБ продолжали сдерживать отходящего противника, прикрываясь огнем, начали отходить на западную и северо-западную окраину Гросс Нойендорф, где продолжали вести бой с пехотой и танками противника, защищая каждый дом, каждую улицу.

К 13.00 вся полковая и дивизионная артиллерия остались без боеприпасов и начали отход в центр Гросс Нойендорф. Не встречая сопротивления артиллерии, танки проникли в центр села и начали давить гусеницами орудия и расчеты. Пехота продолжала вести уличные бои, уничтожая танки и пехоту противника, но скоро кончились боеприпасы и у пехоты, и она стала отходить на правый берег реки Одер совместно с обозами, которые ранее получили приказ командира полка отойти на правый берег.

Одновременно противник силою до полка пехоты при поддержке 18-20 танков, 4 штурмовых орудий, после артиллерийского налета, начал контратаку на центр и левый фланг 902 СП. После часового боя противнику удалось отрезать и окружить 3 СБ. В результате чего батальон понес исключительно большие потери. 1 и 2 СБ продолжали вести бой с танками и пехотой противника. Когда были израсходованы боеприпасы для артиллерии, танки стали распространяться в центр и на правый фланг полка. Полк начал отход на юго-запад и южную окраину Гросс Нойендорф. В это время танки и автоматчики противника вышли на юго-восточную окр. Гросс Нойендорф и начали распространяться по улицам в центре села. Полк отошел на восточную окраину Гросс Нойендорф.

Во время боя 899, 902 СП западнее Гросс Нойендорфа при отходе их, а также при отводе обоза на правый берег р. Одер с воздуха непрерывно висела штурмовая и истребительная авиация противника, которая не встречая никакого сопротивления, расстреливала с бреющего полета пехоту и обозы, переправлявшихся через р. Одер. В воздухе одновременно находилось 15-20 самолетов противника.

В течение всего дня 2.02.45 г и ночи 3.02.45 г. 902 СП вел исключительно тяжелые уличные бои с танками и пехотой противника. Отразил 15 контратак, нанеся громадный урон противнику, но и сам полк понес большие потери. 905 СП к 14.00 вышел к реке в районе Цалин, но переправиться на левый берег не мог, т.к. действовала авиация противника. С наступлением темноты 905 СП начал форсирование реки Одер в районе Целин. В 23.00 начал вести бой с противником на рубеже Мерин 1 отм 13,2, наступая в южном направлении на поддержку полуокруженному 902 СП и к утру 3.02.45 г. вошел в локтевую связь и тем самым облегчил положение 902 СП. 899 СП был выведен на правый берег реки Одер и сосредоточился в районе южнее Клоссов и начал переукомплектовывание личного состава».

-2

Но бой за село на этом не окончился. Под постоянными контратаками (только 902 СП, где служил наш земляк, за 3 февраля отразил 8 контратак), потеряв артиллерию, бойцы, как указано в журнале боевых действий, «вступили в гранатный бой с танками противника». Вражеские танки отсекались от пехоты, их пропускали в тыл, после чего, как описывает данный источник, «отдельные бойцы заскакивали на танки противника и затем выводили их из строя».

Упорно выгрызая из рук противника село Гросс-Нойендорф, полки 248-й Стрелковой Одесской дивизии 4 февраля очистили населенный пункт и закрепились на его рубежах, отражая постоянные контратаки пехоты и танков немцев. Хотя на дворе был 1945 год, на поле боя господствовала вражеская авиация. Подошли наши артиллеристы, и в итоге удалось выправить ситуацию.

А вот что указано в наградной Усольцева за Орден Красной Звезды:

«Во время наступательных боев и приближения к городу Буков 20.04.45 года красноармеец Усольцев в течении 6 часов под сильным обстрелом противника находился у телефона с командиром 899 стрелкового полка, когда линия связи была перебита, он лично под сильным обстрелом противника вышел на линию и устранил 5 порывов в течение 18 минут, тем самым обеспечил бесперебойную связь от командира полка до командира дивизии, что способствовало успеху в выполнении поставленной задачи полку».

Судя по ЖБД 248 сд, бой, за который был награжден красноармеец Усольцев, произошел 19 апреля.

«В ночь с 18 на 19 апреля 45 года полки первого эшелона вели безуспешный бой по овладению Мюнхенхофе. Противник, заранее подготовив к обороне населенный пункт, оборонял его значительным количеством пехоты. В 5.00 в полосе дивизии отмечена работа 8 пулеметов из них один крупнокалиберный, 4 орудия и 2 танка.

Приведя части в порядок, дав отдых личному составу, подтянув артиллерию части дивизии после короткого артиллерийского налета, в 7.00 19.04.45 г. перешли в атаку, овладели Мюнхенхофе и, уничтожая мелкие группы противника, преодолевая лесные завалы, двигались в направлении Буков. В 17.00 988 СП имевший задачу прикрыть дивизию от контратак противника с юга, при движении в межозерное дефиле между Гроссер-Клебих-Зее-Шварцер-Зее в лесном участке 20 обнаружил 10 танков и до батальона пехоты. После короткого боя, под угрозой окружения противник, потеряв два танка и до 50 солдат, отошел в юго-западном направлении».

На данном этапе 248 сд была в составе 5 ударной армии
На данном этапе 248 сд была в составе 5 ударной армии

Я не историк. Здесь, конечно же, не мешало бы покопаться и в данных с немецкой стороны по тем боям, посмотреть места, сводки иных подразделений, приказы... Но даже в скупых строках журнала боевых действий видно, через какой ад прошел вот этот телефонист на фотографии, один из многих, не вернувшихся с Великой Отечественной войны...

Вечная память всем павшим защитникам нашей Родины!

Алексей Тырышкин

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц