Китай в последнее время печально ассоциируется с летучей мышью (которую съел какой-то дремучий бедолага), родиной ковида и вообще с какими-то нехорошими вещами. А ведь это очень любопытная страна по части современного искусства!
Как всегда, цель статьи — просветительская, своё отношение к современному искусству (спойлер — спорное и сложное отношение) я уже высказывала. Но рада дискуссии в комментариях, пишите, обсудим!
Итак, сегодня поговорим о художнике, чьё имя в китайской культурной среде знакомо каждому. Чжан Сяоган (пишется сложно, но вдруг кого заинтересует — Zhāng Xiǎogāng) родился в 1958 году в Куньмине, провинция Юньнань.
Пару вводных. Юность художника пришлась на период Культурной революции в Китае, что не могло не сказаться на его творчестве. В Китае его действительно любят и считают философским живописцем, выражаясь понятным языком, художником «на подумать». Я по работе столкнулась с его довольно впечатляющей работой «Родословная» и не могу вам ее не показать. Страшно интересно, просто страшно, жутковато, впечатляюще, но не для впечатлительных — как-то так бы сформулировала.
Если вдруг для расширения кругозора будете искать материал про этого художника, рекомендую, не углубляясь, пройтись по тройке известных серий картин — та самая «Родословная», «Амнезия и память», «Площадь Тяньаньмэнь».
Британская газета Independent в 2010 году опубликовала топ-20 современных художников, чьи картины наиболее известны и громки на современном арт-рынке. На пятом месте в топе лидеров оказалось имя нашего с вами героя. 2010 год! Сейчас 2020-й. А за прошедшие 10 лет его рейтинг не упал. Ожидаемо, что популярность художника вышла далеко за пределы родного Китая. Серия «Родословная» была представлена на выставке «Другое лицо: три китайских художника» в рамках более крупной международной выставки Identità e Alterità во время 46-й Венецианской Биеннале.
Коммерчески Чжан Сяоган столь же успешен — он входит в топ самых продаваемых современных китайских художников в мире. И, не поверите, на его творчество есть спрос среди одиозных (и, видимо, очень богатых) ценителей современного искусства.
Как вам работы Чжана Сяогана? Повесили бы себе такую в прихожую? У меня в данном случае как у простого зрителя возникает риторический вопрос: и это современное искусство запомнится нашим потомкам как классика 21 века? Хмм...