Найти тему
Мария Лагоша

Однажды я открыла учебник по анатомии и перестала бояться сцены

Да, раздел, посвященный работе мозга, помог мне сильнее, чем все книги по ораторскому искусству.

Я ненавидела выступать примерно… всегда. Любой выход на сцену сопровождался бешеным сердцебиением, вспотевшими ладошками и севшим голосом. А все советы о том, как не бояться публику накручивали меня только сильнее. Перед каждым выходом я была уверена, что провалюсь. И проваливалась. В общем, в несравнимый ни с чем кайф от выступлений мне верилось меньше, чем в Деда Мороза.

Так продолжалось до 10-го класса. В тот год я решила, что хочу поступать в медицинский, и начала усиленно готовиться к экзаменам. И однажды я узнала о нем... Моя жизнь больше не могла быть прежней. Ведь в ней появился рептильный мозг.

Сейчас в моей голове вы восхищенно и обескуражено спрашиваете меня: “Маша, а что же это такое?” И я торжественно беру учебник и читаю: “Рептильный мозг — наиболее древняя часть мозга человека, отвечающая за биологическое выживание и телесное функционирование.”

А теперь по-человечески: рептильный мозг — это тот “классный парень”, который не дал нам умереть в первобытный период. Именно он сформировал те поведенческие стереотипы, благодаря которым человек выжил. Именно он активизируется в экстренных ситуациях, отдавая приказ организму выбрасывать адреналин всегда, когда нам угрожает опасность.

“И где связь между страхом сцены и каким-то там рептильным мозгом?” — логично предположите вы. Все просто. Когда вы находитесь на сцене один против толпы, то этот самый древний, не привыкший к цивилизованному миру парень считывает эту ситуацию как угрозу для жизни. Толпа всегда сильнее одного. И чтобы защитить вас, он посылает дозу адреналина, чтобы вы либо сбежали оттуда поскорее, либо сражались, как горный лев. Рептильный мозг не думает, он делает.

Осознание этого факта поразило меня. Выходит, что страх перед сценой — это нормально. Это просто защита, которая сработала. И дело не во мне, а в естественной реакции организма. Стоило мне принять эту данность, как волнение стало восприниматься гораздо проще, я перестала себя накручивать или ругать — это всего лишь природа. С ней не надо бороться, но себе можно просто помочь справится. Как? Так же, работая с телом, а не с настроением. Например, глубокое дыхание поможет успокоить сердце. И вот, адреналин уже сходит на нет.

А у вас какие отношения со сценой? Рассматривали волнение как биологический процесс? Расскажите, как волнение отразилось на вашем отношении к сцене.