Ждала таких новостей! В МГУ студенты собрались подавать иск и требуют снизить плату за обучение, потому что не считают уместным платить по полмиллиона в год за дистанционные занятия и лекции.
Знаете, что может быть едва ли не самым тяжелым после коронавируса? Больших и действительно глобальных последствий пандемии для выживших будет два: первое - это очень вероятный скачок онкологии, вызванный частыми КТ, ведь некоторым людям их сейчас делают раз в неделю: человек лечит какую-нибудь хроническую болезнь и чтобы попасть в больницу, должен каждый раз делать КТ.
Ну а второе последствие - снижение качества учебы из-за дистанционного образования. Я неоднократно писала, в том числе в СМИ, о том, что сегодня онлайн-учеба становится уделом бедных, а образование живое - привилегией богатых. Вот здесь моя колонка на "Меле" об этом. А здесь можно на английском прочитать серьезнейшую статью в The New York Times именно о проблеме неравенства, которая приводит к тому, что реальные аудитории и учеба с живым педагогом становятся элитарным товаром, а бедняков загоняют в офлайн. И это - путь в замкнутую бедность, потому что при неравных возможностях образования выхода из бедности не будет.
Долгое время людям внушали, будто онлайн-курсы помогут им уравнять шансы на успех с детьми из состоятельных семей, способных оплатить ребенку офлайн-обучение и оградить его от необходимости подработок по вечерам.
Прошли годы, однако богачи не бросились учиться онлайн - курсы в интернете стали уделом тех, кто не может себе позволить образование в аудиториях
А сейчас такое образование ждет всех. И это, конечно, в будущем скажется на качестве знаний, навыков. Есть ряд профессий, в которых онлайн-образование просто отбросит студентов далеко назад в сравнении с их более счастливыми коллегами, учившимися раньше. Например, биологи, химики, медики терпят сейчас ущерб - они почти лишены лабораторных работ, учебных операций, отработки рук, глаза.
Или возьмите студентов-лингвистов. Как они в Зуме осваивают произношение? Я учила в университете два живых и три мертвых языка и знаю, сколь важно во время занятий просто слышать, кто и как произносит слова, общую интонацию, сравнивать. Важно четко видеть артикуляцию педагога, однокурсников. В онлайне всего этого нет.
Нас ждет поколение с проваленными компетенциями, многим сегодняшним студентам придется самим потом доучиваться, чтобы компенсировать потери. Неудивительно, что они хотят скидки за причиненные неудобства.
Разумеется, университеты не виноваты, что пришлось уйти в онлайн. Но и студентов понять можно: почему они должны платить полную сумму за образование более низкого качества?
---------------------------------------------------------------------------------------------------