Большой Каменный мост, пожалуй, самый известный из всех мостов Москвы. Он уже давно стал одним из главных символов столицы России как для иностранцев, так и для самих москвичей. Каменный мост, соединяющий два берега Москвы-реки в районе Боровицких ворот Кремля, имеет богатую и очень интересную историю. О том, что пережил мост за несколько столетий и что с ним происходит сейчас,— в нашем материале.
Деревянная переправа
Сложно представить, что 800 лет назад на месте нынешнего московского Кремля и Красной площади был речной брод, через который проходила старинная Волоцкая торговая дорога из Великого Новгорода на Оку, в Рязань и другие приокские города. Поодаль располагались деревянные домишки и ремесленные лавки, но территория развивалась медленно, так как правый берег реки часто затапливался и заболачивался. Тогда-то тут и появилась первая переправа.
В конце 16 века территория начала заметно развиваться и на месте старой переправы соорудили деревянный наплавной мост, который соединил две стороны города. Это была прочная конструкция, сделанная из бревен и досок. Если с Юга замечали наступление неприятеля, мост поднимали.
Вот, что писал о нем путешественник и церковный деятель Павел Алеппский:
«На этом мосту есть лавки, где происходит бойкая торговля; на нем большое движение; мы постоянно ходим туда на прогулку… по нему беспрерывно движутся взад и вперед войска. Все городские служанки, слуги и простолюдины приходят к этому мосту мыть платье в реке, потому что вода здесь стоит высоко, в уровень с мостом».
Проект Кристлера
В 17 веке берега Москвы-реки активно заселялись и город начал развиваться очень быстро. Жителей здесь становилось все больше, поэтому появилась необходимость возвести каменный мост. Однако построить такое сооружение шириной 50 саженей (108 метров) в то время было технически сложно. Поэтому в 1643 году царь Михаил Фёдорович пригласил из Страсбурга опытного мастера Ягонома Кристлера и они начали планировать строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку. Михаил Фёдорович лично контролировал проектирование, однако согласование сметы и инженерного плана затянулось очень надолго. Царь умер, и после его смерти про возведение моста на какое-то время забыли.
Новый мост
К идее строительства каменного моста через Москву-реку власти вернулись через 40 лет. Но точную дату его возведения историки не знают. Одни предполагают, что это случилось в 1682 году, другие – что в 1687-1692 годах. В любом случае известно, что идея принадлежала царевне Софье Алексеевне и князю Василию Голицыну. Современники писали, что фаворит царевны заботился о благоустройстве столицы и поощрял каменное строительство и мощение улиц.
При создании нового моста инженеры опирались на проект Кристлера, однако использовали новые технологии. В документах упоминается, что руководителем назначили «мостового каменного дела мастера» старца Филарета. В 1692 году мост получил имя «Всехсвятский», однако позже за ним закрепилось нынешнее название.
Большой Каменный мост представлял собой самую крупную стройку в Москве того времени. Естественно, это требовало огромных затрат. Поэтому в 17 веке, когда хотели охарактеризовать необычайную дороговизну чего-либо, говорили: «дороже Каменного моста».
Снос моста и новое сооружение
Долгие годы грандиозное сооружение поражало москвичей и иностранцев. Его не раз изображали на гравюрах и картинах, а писатели-современники восхищенно описывали в своих работах. В 1812-м мост пережил московский пожар и отступление армии Наполеона к Калужской заставе, а после этого по нему долго возили строительные материалы для восстановления города.
В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Тогда это зрелище собрало множество людей. Вот, что писал об этом событии свидетель произошедшего, русский писатель и публицист Михаил Снегирев:
«Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».
В 1859 году на месте старого моста по проекту инженера полковника Танненберга выстроили новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. С момента возведения он простоял 80 лет, но его также пришлось разобрать, так как после строительства Канала имени Москвы уровень реки повысился на 3 метра.
Времена СССР
Большой Каменный мост, который мы знаем сейчас, был построен в 1938 году по проекту трех архитекторов — Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса. Правда, возвели его чуть ниже по течению, чем когда-то стоял Всехсвятский мост.
Мост был перенесён к Боровицкой площади, поскольку узкая улица Ленивка затрудняла подъезд. Длина моста составила 487 метров, а ширина 40 метров. Решетки перил украсил советский герб Москвы, который можно увидеть там и в наши дни.
Большой Каменный мост сейчас
Мост, возведенный в 1938 году, стоит и сегодня. Как и его предшественники, он стал одним из самых узнаваемых символов Москвы и популярным местом прогулок. В 2007 году он был признан объектом культурного наследия. Однако за 80 лет эксплуатации конструкция заметно обветшала. И вот, в июле 2020 года начался масштабный капитальный ремонт Большого Каменного моста: благодаря специалистам ГБУ «Гормост» вырастет несущая способность сооружения, что значительно повысит срок службы.
Объем работ довольно большой: фактически в ходе ремонта мост пересобирают заново, при этом он продолжает функционировать и не закрывается полностью. Проведение ремонта в таком формате стало возможным благодаря уникальным технологиям, которые используют специалисты Комплекса городского хозяйства.
Например, для демонтажа старых балок используют специальные домкраты. Работает это так: балки руслового пролета приподнимаются, и специалисты ставят конструкцию на временные опоры. В это время устаревшие опорные балки заменяют на новые. Эта технология значительно упрощает жизнь москвичам, ведь мост не разбирают целиком, а значит, и движение на нем перекрывать полностью не нужно! Когда работы завершатся, временные конструкции демонтируют.
Еще одна сложная задача, с которой столкнулись специалисты, — замена тротуарной части моста, которая находится прямо над руслом реки. Справиться с ней помогают вспомогательные устройства, которые называются СВСиУ. Они позволяют забетонировать пешеходную зону над водоемом и проездами без закрытия движения для транспорта и судов.
Специалисты реставрируют гранитную облицовку и ограждения, приводят в порядок бетонные поверхности и металлоконструкции, меняют асфальт, обновляют исторические витражи. На мосту трудятся круглосуточно. Это позволит завершить ремонт раньше срока, запланированного на декабрь 2021 года. Ночью ведутся только бесшумные работы.
После ремонта Большой Каменный мост станет еще надежнее и красивее, чем был раньше. И, без сомнений, останется одной из лучших достопримечательностей Москвы, откуда открываются прекрасные виды на Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной и другие городские красоты.
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить «лайк» и подписаться. Впереди много интересного.
Комплекс городского хозяйства Москвы в соцсетях:
Вконтакте
Инстаграм
Фейсбук
Твиттер
ГБУ "Гормост" в соцсетях:
Вконтакте