Весной 2020 г. весь мир столкнулся с беспрецедентной ситуацией, повлекшей за собой кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, включая образование. В марте, в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, МГУ имени М.В. Ломоносова вместе с другими образовательными учреждениями нашей страны перешел на дистанционный формат обучения. Для нашего факультета это обернулось тем, что фактически половина весеннего семестра, а также сессия и защиты курсовых и выпускных работ проводились дистанционно. Для всех, в первую очередь для учащихся и преподавателей, внезапный переход на дистанционное обучение был очень непростым как с методической и технической, так и с психологической точек зрения.
В июне, после завершения учебного года, мы решили провести социологический опрос среди учащихся географического факультета, целью которого стало выявление отношения студентов к дистанционному образованию, понимание основных технических и психологических проблем, с которыми столкнулись студенты в процессе обучения в условиях самоизоляции. Анкета, состоявшая из 32 вопросов разной тематики и направленности, была размещена на онлайн-сервисе Google Документы, что позволило сохранить анонимность респондентов для достижения максимальной объективности их ответов.
Всего в опросе приняли участие 320 человек со всех курсов обучения, что составляет примерно 1/3 от общего числа обучающихся на географическом факультете. 84% опрошенных — это студенты бакалавриата (23% — 1 курс (в 2019-2020 учебном году), 24% — 2 курс, 21% — 3 курс, 16% — 4 курс), а 16% — учащиеся магистратуры (13% и 3% — 1 и 2 год обучения соответственно). В гендерном отношении респонденты поделились пополам: 51% — девушки и 49% — юноши. В основном студенты обучаются на бюджетной основе (96%), и только 4% — с оплатой обучения. Большая часть студентов во время дистанционного обучения проживали у родителей и родственников (73%). При этом обучающиеся старших курсов предпочитали оставаться в общежитии, а также в собственных или съемных квартирах.
На один из первых вопросов анкеты «Достаточно ли у вас технических возможностей для дистанционного обучения?», 81% опрошенных ответили утвердительно, остальные отмечали проблемы, связанные с неустойчивым Интернет-соединением, отсутствием микрофона, веб-камеры, наушников. При этом на вопросы «Связывались ли с вами с факультета с вопросами помощи в решении технических проблем с оборудованием или с Интернетом?» и «Помог ли университет (факультет) в решении ваших технических проблем?» 90% опрошенных ответили «нет» на первый вопрос, и 94% — на второй вопрос: «нет, помощь не предлагали». Эти ответы показывают, что руководству университета и администрации факультетов стоит задуматься, как в подобных экстренных случаях учебная организация могла бы оказать помощь нуждающимся в ней студентам и преподавателям. При этом 43% респондентов считают, что к экстренному переходу на удаленные занятия ни администрация, ни преподаватели готовы не были.
Основные сложности, вызванные дистанционным форматом обучения, связаны с концентрацией студентов при выполнении заданий, итоговых проектов, сдаче экзаменов и зачетов (50%). Младшие курсы (преимущественно, физико-географы) предпочли бы выполнять работы «от руки» (12%), 2 курсу и магистрантам не хватало посещения читального зала и библиотеки (20%), выпускникам — общения с одногруппниками (30%). 40% студентов упомянули также возникновение технических проблем. Всего 18% респондентов не столкнулись ни с какими сложностями во время дистанционного обучения.
В целом студенты отмечают, что их затраты на выполнение работ во время дистанционного обучения увеличились (45%). При этом 1 и 3 курсы, напротив, отмечают, что временя, потраченное на учебу, сократилось (43% и 40% соответственно). Во многом это связано с тем, что поточные курсы были переведены в режим просмотра видео-лекций в удобное для студентов время (их можно было посмотреть комплексно за один раз времени, что способствовало лучшему усвоению материала).
Наиболее удобной формой дистанционного обучения студентами признано проведение лекций и семинаров онлайн в обычном режиме (73%). На втором месте по популярности — «присланные материалы лекций для самостоятельного изучения и выполнение по ним заданий» (50%), в то же время эту форму многие студенты признают одной из самых неудобных (наряду с самостоятельным изучением литературы по теме). Подобная форма обучения не позволяет в полном объеме освоить все темы учебного плана и основных дисциплин, проконсультироваться с преподавателем и узнать новые факты по курсу. Студенты отмечали, что поточные лекционные курсы, записанные преподавателями на видео, были очень удобны для восприятия (так считают 45% респондентов). Студенты могут посмотреть все лекции тогда, когда им это удобно: освоить программу целиком за один день или просматривать записи с определенной регулярностью. Прохождение онлайн-курсов на различных платформах отмечено как удачное средство дистанционного обучения четвертью студентов, однако форма оказалась одной из наименее популярных. Во многом это можно объяснить тем, что программы курсов преподавателей МГУ выверены и дают четкий и полный объем знаний, умений и навыков, а качество онлайн-курсов вызывает у студентов сомнения. В наибольшей степени в онлайн-курсах заинтересованы первокурсники и магистранты. Первым, вероятно, хочется познакомиться с наибольшим количеством различных предметов, а вторым — получить больше практических навыков и компетенций.
Занятия в программе Zoom были признаны наиболее удобным решением для дистанционного формата (81%). Это можно объяснить тем, что все преподаватели воспользовались данным программным обеспечением, в то время как Skype, Discord, Google Class использовались в единичных случаях (они часто встречались как наиболее успешные решения в категории «Другое»). И стоит признать: они более удобны, так как не вынуждают многократно подключаться к конференции за занятие (48% респондентов при этом недоумевают, почему факультетом не был приобретен профессиональный аккаунт для более удобной работы по подавляющему большинству предметов).
Большинство студентов не отметили изменений в отношении с преподавателем (50%). Сильнее «отдаление» наставников почувствовали выпускники и магистранты (33%), которые работают над выпускными квалификационными работами и нуждаются в чутком руководстве преподавателей. «Сблизились» с преподавателями первокурсники (17%), из их взаимодействия с наставниками ушла рутина, им приходилось договариваться о встречах в Zoom, общаться: все это создало впечатление, что преподаватель «стал ближе». «Сближение» для студентов других курсов можно объяснить тем, что преподаватели больше волновались за своих подопечных и больше помогали в научной работе, объяснении учебного материала. Тем не менее некоторые преподаватели оказались не готовы к введению дистанционного обучения, не отвечали на сообщения, не интересовались проблемами студентов, такие преподаватели «отдалились» от них.
Большинство студентов отмечают более низкую, по сравнению с очной формой обучения, эффективность дистанционных занятий (55,6%). Студентам сложнее сконцентрироваться дома, найти место для работы, слишком много отвлекающих факторов. У ребят и преподавателей не было возможности спокойно прогуляться, провести свой досуг в обычном режиме: все это создавало психологические трудности, оказывало негативный эффект на концентрацию для работы.
На вопрос «Какую форму обучения вы бы предпочли в будущем, опираясь на полученный опыт в связи с необходимостью самоизоляции?» 46% обучающихся выбрали «традиционную очную форму», и лишь 5% — «дистанционное образование». Остальные предпочли «смешанную форму обучения», например, лекции в дистанционной форме, а семинары и практикумы — в очной. При этом респонденты отмечают, что в дистанционный формат они бы перевели «бесполезные курсы», либо «некоторые лекции», а предметы по специальности и имеющие практическую значимость студенты с радостью готовы посещать в офлайн-режиме. Отмечалось, что «университет — это место социализации, поэтому сложные, поточные лекции, особенно на 1 курсе должны быть очными». Это мнение, несомненно, необходимо учитывать при планировании дистанционного учебного процесса.
После перехода на дистанционный формат обучения, несмотря на увеличившуюся нагрузку, у 40% студентов появилось больше свободного времени. 76% студентов отметили, что появилось время на сон, так как многие перестали тратить 2–3 часа на дорогу в университет. Несмотря на то, что на факультете примерно четверть ребят — ценители личного пространства (23%) и мастера концентрации (20%), уставать от учебы меньше не стали (63%). Сторонников дистанционного формата обучения (13%) было гораздо меньше, чем приверженцев очного: студентам тяжело задавать вопросы и участвовать в обсуждениях в дистанционном формате (90%). Вероятно, немалую роль в этих оценках играет ограниченность времени конференции в Zoom, когда сеанс прерывается и ребята не успевают задать вопрос при личном контакте. Почти половина респондентов отметили, что обучение стало менее эффективным (46%), студенты чаще откладывают задания «на потом» (45%). Студенты отмечают, что чувствуют себя одинокими, им не хватает личного общения с одногруппниками, «тусовки на переменах» (68%).
Безусловно, нашлись и те студенты, которым комфортно сидеть дома (40%) и нравится никуда не ездить (44%). А 15% респондентов вообще считают, что в их жизни практически ничего не изменилось.
Больше половины опрошенных (61%) знали, как потратить время свободное от обучения, итог: 38% стали больше заниматься спортом, физическими упражнениями в освободившееся от учебы время, столько же стали больше читать книг / художественную или научно-популярную литературу. При этом 34% всех респондентов после перехода на дистанционный формат обучения чаще испытывали скуку и не знали, чем заняться.
Самым популярным вариантом начала утра при обучении в условиях самоизоляции было подняться за 5 минут до начала занятия, не включать камеру, потому что неудобно перед преподавателем и одногруппниками за свой «домашний вид», а выглядеть аккуратно нет сил и желания (33%). Вторым по популярности (31%) был вариант встать за 5 минут до занятия, так как не надо никуда ехать, надеть удобную домашнюю одежду и спокойно включить камеру («я нахожусь дома, могу не заботиться о внешнем виде»). Тем не менее 28% ответивших просыпались заранее, приводили себя в порядок, одевались, подбирая одежду, для занятий в университете, а также следили за тем, чтобы задний фон выглядел аккуратно.
58% студентов признались, что во время онлайн занятий слушали «вполуха», параллельно занимаясь другими делами. Около 36% сообщили, что добросовестно работали, внимательно слушали преподавателя, ведя конспект лекции и отвечали на возникающие вопросы.
У 90% всех студентов хотя бы один экзамен или зачет проходил в формате собеседования на платформе Zoom или на других платформах (47%), второй по распространенности вариант — получение оценки на основе работы в течение семестра (73%). Достаточно часто проводились письменные экзамены и тесты, предполагающие заполнение файла Word (60%) или Google формы (41%).
Студенты отмечают, что на экзаменах и/или зачетах обстановка была доброжелательной и спокойной (58%). У 23% возникли проблемы со связью во время сдачи, что усилило волнение. Для 11% ничего не изменилось при удаленном формате обучения.
Из всех опрошенных у 53% проводилась защита курсовых, дипломных и прочих выпускных работ в удаленном формате. Студенты отмечают, что была доброжелательная и спокойная обстановка (56%) и находиться дома было спокойнее (48%), а для 9% ничего не поменялось в удаленном формате. При этом для 26% было слишком волнительно перед выступлением. И у 17% опрошенных возникли проблемы со связью во время защиты, что в ряде случаев повлияло на впечатление о выполненной работе.
Выводы:
1) Дистанционное обучение стало для студентов факультета непростым испытанием: многие столкнулись с психологическими проблемами, вызванными режимом самоизоляции и общей тревожностью относительно ситуации с COVID-19.
2) Для многих студентов удаленные занятия стали возможностью увидеться с родными, пожить в своих городах. Москвичи и жители Московской области смогли отдохнуть от «вечной дороги»: экономили от 2 до 6 часов в день на транспорт.
3) Многие студенты в очередной раз отметили несостоятельность ряда учебных курсов и желание перевести их в дистанционный формат, чтобы была возможность ознакомиться с материалом и выбрать полезную информацию для себя, но не посещать очные занятия. Таким же образом дело обстоит с лекциями: студенты отметили, что были бы рады видео-формату лекций, таким образом у них будет возможность ознакомиться с лекционным материалом в удобное время.
4) Преподаватели некоторых кафедр не смогли организовать учебный процесс в дистанционном формате в полном объеме. Они присылали список литературы и давали задания, на вопросы студентов отвечали редко. В связи с выбранной формой дистанционного обучения поступило множество негативных отзывов относительно всей «дистанционки». Студенты кафедр, обеспечивших полное выполнение учебного плана, напротив, менее критичны в оценке удаленных занятий и в целом готовы к смешанному обучению.
Проведенный опрос выявил явное желание студентов вернуться в университет для продолжения очных занятий, получения социального опыта, живого общения между профессорско-преподавательским составом и студентами, так как многие подтвердили, что очные занятия служат — не в последнюю очередь — дисциплинирующим фактором. Опрос выявил проблему с самодисциплиной: не все студенты справились с новым распорядком дня, когда не нужно ехать в университет к определенному времени, так как появилось обманчивое впечатление, что можно подняться с постели к занятию в Zoom «за 5 минут до начала» и присоединиться к видеоконференции в любой момент. Одна из насущных проблем, которую только предстоит решить, связана с технической оснащенностью преподавателей и студентов: не у всех был достаточно надежный доступ к сети Интернет и поэтому часто видеокамеры студентов были выключены в течение занятия. Не у всех студентов был в распоряжении собственный компьютер, часть из них вынужденно работали на занятиях с помощью мобильного телефона и мобильного интернета. Важен также тот факт, что окружающие обучающихся смогли увидеть процесс обучения и понять, что именно и как преподают их детям и родственникам. Это может служить существенным фактором укрепления репутационного капитала Московского университета.
Современные тенденции цифровизации образования становятся неизбежными, появляются специальные программы по подготовке, демонстрации и записи презентаций. Дистанционное образование становится существенным фактором социокультурного развития современной университетской среды. С другой стороны, нам всем хочется надеяться на то, чтобы университет сохранился в сложившемся на протяжении веков виде — как место не только получения знаний, но и возможности непосредственного контакта преподавателей со студентами с возможностью диспутов, споров и обмена мнениями, как место получения социального опыта.
Текст: Михаил МАКУШИН, 4 курс, кафедра экономической и социальной географии России, и Анна КОНОКОВА, Technical University of Munich