Любовь Попова родилась в 1889 году в Подмосковье, в семье владельца суконных фабрик. В юности девушка переехала в семейный особняк в Москве, где училась в гимназии Арсеньевой на Пречистенке и брала частные уроки в художественной школе.
Лето 1909 года Любовь проводит в Киеве, где увлекается древнерусской живописью. Спустя пару лет художница отправляется в путешествие по древним русским городам: Псков, Ярославль, Новгород, Ростов Великий, Суздаль.
Обучение живописи Любовь продолжает в Италии и Франции. По возвращении в Россию в 1913 году Попова занимается в студии конструктивиста Владимира Татлина — того самого автора грандиозного проекта памятника III Коммунистическому интернационалу, который так и не воплотился в жизнь.
В последующие годы художница заводит дружбу с Казимиром Малевичем. Благодаря ему начинает увлекаться супрематизмом, вступает в объединение авангардистов «Супремус» и отправляется с другими художниками в творческую артель в селе Вербовка Киевской губернии.
В 1916—1918 годах Попова создает цикл картин «Живописная архитектоника». В нем четко прослеживается ее авторский вариант беспредметной живописи, в котором сочетаются принципы традиционной древнерусской живописи и современные приемы авангарда. В этих картинах много динамики, ритма и ярких цветов.
Летом 1919 года Любовь Попова вместе с мужем — историком искусства Борисом фон Эдингом — покидают Москву и уезжают на юг, в Ростов-на-Дону. Там они оба заболевают тифом, супруг умирает. Немного оправившись от болезни, художница возвращается в ноябрьскую Москву, где долго не может начать работать.
С 1920-го Попова занимается сценографией, смело смешивая стили модерн и ар-деко. Среди работ — эскизы занавеса и кукол для спектакля «Сказка о попе и работнике его Балде», а также оформление спектакля «Канцлер и слесарь» по пьесе Луначарского. Позднее Попова оформляет несколько спектаклей для мастерской Мейерхольда. Один из них — «Великодушный рогоносец» по пьесе Кроммелинка — становится шедевром авангардной сценографии.
С 1920 года художница преподает во Всесоюзных художественно-технических мастерских (знаменитый ВХУТЕМАС на Кузнецком Мосту в Москве), посещает секцию монументального искусства под руководством Василия Кандинского в Институте художественной культуры и параллельно разрабатывает рисунки текстиля для ситценабивной фабрики.
В мае 1924-го Любовь Попова умирает от скарлатины — на два дня позже своего сына. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
В конце 60-х годов прошлого века картины Поповой никто не покупал, в середине же 80-х ее работы расходились уже за 40 тысяч долларов. Об этом рассказывал Леонид Закс, владелец одной из старейших коллекций русского авангарда.
В июне 2007-го картина Любови Поповой «Бирский пейзаж» продается на аукционе MacDougall`s за 1 млн долларов. Рекордная продажа состоялась в ноябре того же года на Sotheby`s, где «Натюрморт с подносом» ушел за 3,5 млн долларов.
Сейчас картины Любови Поповой хранятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Национальной галерее Канады, Художественном музее имени Сурикова в Красноярске, в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, а также в частных коллекциях по всему миру.
Материалы по теме: