Найти тему

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Оглавление

В курсе про учетную политику эксперт разберет, как превратить ее из формальности в реально работающий инструмент. Учетная политика для целей бухгалтерского учета - один из первых и главных элементов для работы в программе 1С. Вместе с экспертом проработаете основные моменты, на которые необходимо обратить внимание. Также заполните налоговую учетную политику в программе 1С, которая поможет законно сэкономить на налогах.

Учетная политика - это документ, в котором ваша компания описывает выбранные методы бухгалтерского учета. В ней вы выбираете способы учета для случаев, когда есть варианты или когда какие-то вопросы в законодательстве не раскрыты.

Есть два вида учетной политики: для целей бухучета и налоговая. В 1С: Бухгалтерия 8, редакция 3.0 два этих типа учетной политики вы настраиваете отдельно. В этом уроке рассмотрим, на что обратить внимание при настройке учетной политики для целей бухучета.

Как настроить учетную политику, актуальную для вашей компании

В меню «Главное» в подразделе «Настройки» выберите пункт «Учетная политика» (рисунок 1).

Рисунок 1. Начало настройки учетной политики

Откроется окно настройки учетной политики для организации, установленной в информационной базе в качестве основной (рисунок 2).

Рисунок 2. Начало работы с учетной политикой

-2

Сначала укажите «Способ оценки МПЗ». Здесь вам доступно три способа оценки материально - производственных запасов:

  • «По средней»;
  • «По ФИФО»;
  • «По стоимости каждой единицы».

Первый способ оценивают МПЗ путем вычисления средней стоимости по группе товаров. Второй метод вычисляет стоимость тех МПЗ, которые по времени приобретены раньше. Третий способ «По стоимости каждой единицы» не выделен отдельным способом в форме «Учетная политика». Если организация применяет способ «По стоимости каждой единицы» то для этого необходимо на каждое поступление товара создавать в справочнике «Номенклатура» новый элемент. Если наименования МПЗ совпадают, то в краткое наименование можно добавить отличающее дополнение к наименованию. Способ оценки МПЗ в форме «Учетная политика» может быть установлен любой («По средней» или «По методу ФИФО»).

Дальше установите «Способ оценки товаров в рознице»: по стоимости приобретения или по продажной стоимости (рисунок 3). Если вы хотите видеть на 42 счете торговую наценку, то способ учета товаров нужно выбрать по продажной стоимости. Однако в этом случае возникнет разница между налоговым и бухгалтерским учетом.

В следующем блоке укажите счет учета затрат, который будет по умолчанию подставляться в документ «Требование - накладная». Отметьте, выпускает ли ваша организация продукцию и выполняет ли работы, оказывает ли услуги заказчикам. В примере настройка стоит на счете 26. В зависимости от вашей учетной политики можно было бы выбрать счет 20 или 44.

Если установите флажок напротив поля «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам», то сможете выбрать способ списания затрат (рисунок 4).

Рисунок 3. Настройка способа оценки товаров в рознице

-3

Рисунок 4. Три варианта списания затрат в учетной политике

-4

При выборе способа «Без учета выручки» 20 счет будет в конце месяца закрываться в любом случае, независимо от того, отражена ли в этом периоде выручка или нет.

Способ списания «С учетом всей выручки» позволяет закрыть затраты 20 счета только по тем номенклатурным группам, по которым в данном месяце отражена выручка.

Если выбрать третий способ списания затрат «С учетом выручки только по производственным услугам», то 20 счет будет закрываться только по тем услугам, которые отражены документом «Оказание производственных услуг».

Установлен хотя бы один из двух флажков «Выпуск продукции» или «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам», то становится доступной настройка методов распределения косвенных расходов.

Рисунок 5. Настройка распределения общехозяйственных расходов

-5

Сначала рассмотрим варианты списания общехозяйственных расходов.

Первый вариант - включить общехозяйственные расходы в себестоимость продаж (директ-костинг). Тогда 26 счет будет закрываться в конце месяца на счет 90.08 «Управленческие расходы».

Второй вариант - включать затраты 26 счета в себестоимость продукции. В этом случае необходимо определить метод распределения этих затрат. По гиперссылке «Методы распределения косвенных расходов» откройте регистр, в котором будут храниться настройки распределения 26 и 25 счетов (рисунок 6). Заполните период, с которого будут приняты изменения и укажите организацию.

Рисунок 6. Регистр с настройками распределения счетов 25 и 26

-6

Дальше укажите базу распределения. Она зависит от специфики вашей работы: лучше выбрать в качестве базы распределения те затраты, которые гарантированно будут возникать каждый месяц.  Например, при выпуске продукции - «Объем выпуска», а при оказании услуг - «Оплата труда».

Следующий блок настроек актуален для производственных предприятий (рисунок 7).

-7

Если вы выберите опцию «Учитываются отклонения от плановой себестоимости» тогда учет готовой продукции будет вестись по плановой себестоимости и формироваться проводкой по дебету счета 43 и кредиту счета 40. При закрытии месяца программа рассчитает фактическую себестоимость и сделает корректировку выпущенной продукции.

Следующие две опции устанавливайте, если выпуск продукции на вашем предприятии - это сложный технологический процесс, который состоит из отдельных фаз (переделов), и каждый передел завершается выпуском промежуточной или окончательной продукции. В этом случае есть смысл рассчитывать себестоимость полуфабрикатов, готовой продукции и оказанных услуг с учетом последовательности вашего производства.  Если организация оказывает услуги собственным подразделениям, то в программе также есть возможность настроить встречный выпуск.

Рисунок 7. Настройка расчета себестоимости выпуска

-8

Следующий блок настроек связан с движением денежных средств. Если вы выберите опцию «Используется счет 57 «Переводы в пути» при перемещении денежных средств», то сможете отражать операции по снятию и внесению наличных с использованием счета 57. В этой настройке есть смысл, когда перевод денег занимает несколько дней. Например, так бывает при расчетах платежными картами.

Рисунок 8. Настройка операций по счету 57 «Переводы в пути» и резервов по сомнительным долгам

-9

Чтобы резервы по сомнительным долгам формировались автоматически, в учетной политике выберите одноименную опцию (рисунок 8).

Если ваша организация применяет ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» в программе 1С Бухгалтерия 8.3,начиная с версии 3.0.75.58 поддерживается 4 варианта учета отложенных налогов. При любом варианте рассчитанная сумма налога на прибыль будет одинакова. Отличия заключаются в алгоритмах расчета, в составе регламентных операций и форме справок-расчетов. Есть ссылка «В чем разница?», если перейти по ней откроется статья.

Если ваша организация не применяет ПБУ 18, то вам необходимо установить флажок «Не ведется». Не применять ПБУ 18 могут субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации.

Рисунок 9. Варианты учета отложенных налогов

-10

В последнюю очередь выберите состав форм бухгалтерской отчетности: полный, для малых предприятий и для некоммерческих организаций (рисунок 10).

Рисунок 10. Как выбрать состав бухгалтерской отчетности в учетной политике

-11

В учетную политику включают рабочий план счетов, формы первичных документов, регистры. Все эти документы вы можете распечатать в 1С: Бухгалтерия 8, редакция 3.0 через меню «Печать» (рисунок 11).

Рисунок 11. Как распечатать учетную политику

-12

Когда вносить изменения в учетную политику

Принятую учетную политику применяйте последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Утверждать каждый год новый документ не нужно.

Внесите изменения и дополнения в учетную политику, если:

  • поменялось законодательство;
  • компания решила выбрать другой способ ведения бухучета или способ учета доходов и расходов;
  • изменились условия деятельности организации. Например, появился другой собственник, прошла реорганизация, добавился новый вид деятельности (п. 10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК).

Чтобы внести изменения:

1) подготовьте текст изменений или дополнений с их обоснованием;

2) определите дату вступления изменений в силу -  например, 1 января следующего года;

3) утвердите изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя (ст. 313 НК).

Как только пользователь изменяет какой-либо параметр учетной политики, программа предлагает сохранить изменения с новой даты. Необходимо уточнить дату вступления изменений и нажать «ОК» (рисунок 12).

Рисунок 12. Настройка изменений в учетной политике

-13

В регистре сохранится история изменений учетной политики. Посмотреть её можно по гиперссылке «История изменений».

Самое важное

Закрепите в учетной политике организации способы ведения бухучета c учетом специфики деятельности. В отчетности отразите информацию об учетной политике.

Применяйте принятую учетную политику последовательно из года в год. Утверждать каждый год новый документ не нужно.