Недавно я незаслуженно обидел людей. История следующая. Газета “Ведомости” опубликовала статью, в которой привела мнение Дмитрия Белоусова, руководителя направления “Макроэкономика” Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Из приведенных газетой слов явствовало, что эксперт утверждает: “…ради экономического роста скрытую безработицу нужно сделать явной”. То есть там, где числятся лишние трудовые ресурсы, их вроде бы нужно увольнять. И тогда, опять-таки - вроде бы, повысится производительность труда.
Естественно, что такой тезис вызвал шум. Ко мне за комментарием обратились журналисты, я сдерживаться не стал. Открыл, как говорят в народе, “хлеборезку” и, раскритиковав идею “рост безработицы влечет повышение производительности труда”, предложил увольнять не работников, а таких экспертов.
Однако через несколько дней стали интересны подробности, а не сиюминутная реакция, и я начал знакомиться не со статьей в “Ведомостях”, а собственно с анализом центра. И обнаружил, что на самом деле экономисты высказывали совершенно другое мнение. В том смысле, что, скорее всего, увольнения будут действительно увеличиваться. Но это не есть благо, а, наоборот, нужно активно переобучать людей и создавать для них новые рабочие места. Более того, уже через день на сайте ЦМАКП было опубликовано объяснение позиции, завершавшееся словами: “Откуда взялось это неумение читать и слушать - непонятно”.
Но эти пояснения уже не волновали никого, поскольку “Ведомости” высказались - и народ начал клеймить “социальных дарвинистов”, невзирая на их фактическую невиновность. Во всяком случае, никаких извинений в СМИ от множества журналистов и экспертов видеть не пришлось. Пусть газета “Солидарность” будет исключением. Приношу извинения специалистам ЦМАКП за свою неверную оценку их слов в неверной интерпретации газеты “Ведомости”.
Но получилось так, что сейчас начала разворачиваться другая, тоже связанная с безработицей, история с сокращениями - теперь уже в госаппарате. Премьер-министр Михаил Мишустин заявил о сокращениях в системе государственного управления. От греха подальше, я сразу ознакомился с первоисточником: “…штаты центральных аппаратов федеральных органов с 1 января 2021 года должны быть сокращены на 5%, территориальных органов - на 10%. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда”. Плюс к этому заявлено о том, что в первую очередь будут “резать” вакансии, а не “живые” ставки.
Возможно, так все и произойдет. Но есть здесь следующие риски. То, что кроме вакансий уменьшится и число работников в госсекторе, - скорее всего, вполне реалистичное предположение. Одновременно затормозило свой рост - но не уменьшилось - количество как зарегистрированных безработных, так и безработных, исчисляемых по методике МОТ. Соответственно, к ним сейчас добавят выкинутых с госслужбы. И, возможно, тех, кто станет “трудовой жертвой” продолжающейся пандемии.
При этом в России массового создания новых рабочих мест пока не произошло. А адресная помощь оказывается семьям с детьми или уже совсем неимущим людям. То есть, если выражаться в нелюбимых категориях “свободного рынка”, новым российским безработным не дали ни рыбы, ни удочки (новое рабочее место). А продуцирование безработицы, по сути, будет ускорено. Я уж не говорю о классической схеме, по которой “навес” безработных влияет на уровень зарплат работающих, еще сильнее толкая его вниз.
Все это в совокупности создает основания для сохранения безработицы, для заморозки и снижения доходов населения. Без серьезных прямых финансовых вливаний государства в создание новых рабочих мест не обойтись. А их пока нет.
Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность"
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org