Найти тему

Празднуем 4 ноября или…?

В 2019 году исследовательским центром портала Superjob.ru по запросу «Известий» был проведенопрос отношения к празднованию Дня единства представителей экономически активного населения:

- 16% респондентов воспринимают 4 ноября в качестве официального государственного праздника;

- 5% опрошенных прямо заявили, что День народного единства для них — не праздник;

- 3% предпочли 4 ноября упраздненный в России День Октябрьской социалистической революции.

Учрежденный в 2005 году и поддержанный президентом праздник был посвящен «подвигу людей разных сословий и национальностей, положивших конец трагедиям смутного времени, расколу, предательству и унижению своей страны. Народ сам решил судьбу России», - с одной стороны. И как некий акт переосмысления нашего исторического прошлого, предложенный президентом на форуме активных граждан еще в 2015 году в контексте миссии России «…быть сильной, самостоятельной, страной, которая отстаивает правду и справедливость. Понимание этой исторической роли - в основе самосознания народа России и во многом определяет идеалы, взгляды, убеждения граждан страны, определяет наше настоящее и еще в большей степени - наше будущее» - с другой стороны. Таким образом, мы – это они и есть. Мы продолжатели, строители великой истории такие же героические, такие же консолидированные, с таким же масштабным мышлением и потенциалом, какими не однажды проявляли себя наши предки. В этой риторике слова Фета о том, что «Мы должны беречь свою историю преимущественно как память о том, что было выше нас» вполне созвучны сказанному.

Однако, как показывает сама история прошлое извращается на потребу дня сегодняшнего, обслуживая его интересы. Что говорить о нашей постмодернистской реальности, при столь произвольном толковании свободы слова, больше схожей на словоблудие, где право на интерпретацию факта принадлежит каждому, даже тому, кому сам факт неизвестен. Каждый имеет право иметь собственное мнение, а в условиях информационного «насилия», еще и транслировать это право на весь мир.

Коллизии трагических и в то же время героических исторических событий 17 века, пытающиеся запараллелить с переживаемой нами действительностью, очевидны лишь по части их негативной коннотации. Тяжелейшие времена переживаемые нашим народом были связаны прежде всего с нелегитимностью власти вызванной пресечением династии Рюриковичей, на которые накладывались и природные и социальные катаклизмы, что привело к состоянию «войны всех против всех», появлению Лжедмитриев, вторжению польской шляхты на русскую землю, предательством и продажностью властной верхушки.

Период семибоярщины отметился особым предательством. Они сдали страну польской шляхте. На русский престол был посажен польский цесаревич Владислав. Пережитая уже в наши дни семибанкирщина как новодел той исторической семибоярщины по подлости своих намерений не уступает. Страна не просто была разграблена, а разграблена с особым цинизмом на вполне законных основаниях в рамках строительства правового государства.

Посадский человек из Нижнего Новгорода, теперь уже наш национальный герой Кузьма Минин обращается к народу пожертвовать своими накоплениями для организации ополчения и освобождения страны. Его призыв был поддержан многими городами. В качестве главнокомандующего приглашается князь Дмитрий Пожарский, под предводительством которого 26 октября 1612 года польские войска были наголову разбиты, а их остатки убрались восвояси. Так одержанная победа становится эпохальным событием нашей истории и служит символом самоотверженного служения Отечеству.

Царь Алексей Михайлович в 1649 году распорядился отмечать этот день как «Празднование Казанской иконы Божией матери», с которой Пожарский вошел в Кремль.

На деньги, собранные всем миром, русский скульптор Иван Петрович Мартос создал памятник Минину и Пожарскому, торжественное открытие которого состоялось в 1818 году в Москве на Красной площади. На церемонии присутствовала царская фамилия во главе с Александром I. Торжество открыла написанная композитором С.Дегтяревым оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Затем состоялся военный парад, на котором прошли сводные гвардейские полки. Открытие памятника стало всенародным праздником. Это был первый памятник в Москве, сооруженный не в честь государя, а в честь народных героев. Надпись на памятнике гласит: «"Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия». Народ был воодушевлен, ему было что праздновать, еще свежо было в памяти и победоносное изгнание Наполеона.

А что мы? Что празднуем мы? Каким боком нам пристроиться к достоинству и ликованию наших предков, ни однажды проявлявших себя в исполнении гражданского долга жертвенным подвигом во имя Родины.

Мы, которые не просто не уберегли страну. Никто иной как мы, в лице наших государственных мужей с легкой руки нашей академической общественности, заклеймившей наш народ в рабской идеологии и примкнувший к ним праведный гнев творческих работников всех мастей, открыли ящик пандоры, который уже не первое десятилетия исторгает проклятия в адрес нашей истории, унижая наших предков их недомыслием, оскорбляя их честь и достоинство, зачеркивая все то, чем они жили, во что верили, за что отдавали свои жизни. Стыдливо прикрывая тряпочкой прямо на Красной площади страницы нашего легендарного прошлого. Как итог имеем консолидированное сообщество «цивилизованных» стран, взявших на себя право и наглость интерпретировать нашу историю в ракурсе, обеляющем их предательскую и подлую сущность.

Деятели, которые разрушают нашу историческую память, принижают величие пройденного пути находятся по-прежнему на «передовой» и страна должна знать своих героев. Вот одни из тех, по инициативе которых было отменено празднование Великой Октябрьской социалистической революции, эпохального события не только нашей, но и мировой истории, и введен праздник 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР): «Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия». Никто не возражает против их возможности «полагать», но нужно предоставить такую же возможность и нам, гражданам, «полагать», что нет никакого «трагического» разделения, а есть большинство и меньшинство, сторону которых поддержали народные избранники.

В этом заключена базовая мысль единства. Начиная с референдума 91-го года, когда обманным путем было проигнорировано волеизъявление народа о сохранении Советского Союза и до сегодняшнего дня, по уже сложившейся традиции голос большинства растворяется в истерическом крике меньшинства. Обществу насаждается чуждая нашим традициям, идеалам и убеждениям идеология, якобы запрещенная нашей Конституцией.

Обращаясь к понятиям служения, называя патриотизм национальной идеей, наш президент разве не информирован о том, что еще в 2004 году в бытность А.А.Фурсенко на посту министра образования сама доктрина образования была им переориентирована с гармонично развитой личности на задачу воспитания грамотного потребителя. Более того, в ракурсе сегодняшней реальности психологи нам сообщили, что императив долженствования закончился и нынешнее подрастающее поколение уже развивается в логике: «Никто никому ничего не должен». В этой связи претензии не к молодежи, а к нам, к тем, кто воспитывал эту молодежь. Вбросы о возврате написания сочинений или о возвращении воспитательной функции школе – сложившуюся систему никак не меняют. И как бы мы не выступали против нее, против ЕГЭ – нам не победить.

Мы живем в обществе всеобщего недоверия. Социальное размежевание, в пользу незначительного процента граждан страны обуславливает поляризацию общества и как следствие противостояние, нелегитимность системы отношений в государстве.

На этом фоне когнетивным диссонансом звучат призывы к единению. А как можно объединить 20 миллионов, живущих за чертой бедности, работающую половину страны за позорную минимальную оплату, такую же позорную пенсию и зарплату в миллионах нашего министра финансов, который должен отвечать за такое бедственное положение народа в богатейшей стране мира. Сколько мы еще протянем в парадигме «бедные беднеют, богатые богатеют»?

Неразрешенность гуманитарных проблем 90-х годов только усугубляет внутреннее напряжение страны. Неисчислимы экономические потери страны за все эти годы. На данный момент мы уже потеряли цветную металлургию. Что там дальше на очереди? Кто ответить за «разбазар» народного достояния?

«Мы должны объединяться для больших целей и решения национальных задач». Каким образом, если у нас нет объединяющих идей, у нас, как сейчас принято говорить, отсутствует дорожная карта, для актуализации тех же больших целей и национальных задач. У нас нет единого видения будущего страны. У нас вообще нет видения единой страны. Мы разобщены социально, мировоззренчески, межпоколенчески, экономически, морально, культурно, интеллектуально. В чем же стратегия нашего единства, при столь мощной исторической поддержке, игнорируемой нами? Зачем же в таком случае лукавить, примазываться к великим датам, пристраиваться к чужим заслугам, заслугам наших предков? Будет ли и на нашей «улице» праздник? На данный момент в большей степени зависит от политических элит страны. Созданная нежизнеспобная система сейчас держится только на авторитете президента. При искренности намерений самое главное – создание не формальной, а продуктивной обратной связи и адекватной реакции на нее. Невидимая рука рынка не поможет, придется думать. Именно с этого может начаться процесс консолидации.