Найти тему
Деловая Газета. Юг

Телефонная реклама: методы борьбы и защиты

pixabay.com
pixabay.com

В последнее время телефонный маркетинг стал весьма раздражающим фактором для многих. С завидной регулярностью нас атакуют с предложениями о псевдобесплатных услугах, новинках производства, социальными опросами и прочей ненужной нам в настоящий момент информацией. «ДГ. Юг» выясняла, как избавиться от назойливых продавцов и откуда они узнают наши номера.

Каждый раз, когда я получаю рекламный звонок, задаю вопрос представителю компании: откуда вы узнали мой номер? Ответы самые разнообразные: от «Это рекомендация вашего друга» (хотелось бы узнать имя добродетеля) до «Ваш номер выпал в агрегаторе чисел» (вот я счастливчик-то!). Проверить такую информацию очень сложно, спорить тоже.

В компании Tele2 подтвердили, что в некоторых случаях телефонные номера выбираются случайным образом из общей номерной базы региона. В таких случаях у звонящего нет информации о ваших персональных данных и чаще всего он, дозвонившись вам, пытается выяснить ваше имя. Другой распространенный способ получения информации — самостоятельное раскрытие информации абонентом.

«Как правило, адресаты рассылок или звонков выбираются случайным образом из номерной емкости региона. Но зачастую и пользователи сами делятся своими контактными данными, оставляя номер телефона на сомнительных сайтах или в магазинах, откуда они потом могут утекать к злоумышленникам. Например, участвуя в розыгрышах призов, вы оставляете свои контактные данные, а недобросовестный организатор конкурса делится собранными данными с другими компаниями», — рассказал директор Краснодарского филиала Tele2 Вячеслав Козин.

Кроме того, в Tele2 отметили, что в последнее время стали весьма распространены так называемые фишинговые сайты. Фишинг направлен на кражу персональных данных пользователей под предлогом оплаты или регистрации в качестве клиента. Так подделывают сайты авиакомпаний, банковских и микрофинансовых организаций, платежных систем, страницы авторизации и оплаты интернет-магазинов. Не владея достаточными знаниями, пользователь не всегда знает, как отличить фишинговый сайт от настоящего. Это происходит потому, что поддельный ресурс визуально похож на оригинальный. В таких случаях, советует Вячеслав Козин, необходимо обращать внимание на адреса сайтов.

Поэтому, если вы не хотите получать нежелательные звонки, необходимо тщательно анализировать, кому вы собираетесь оставить свои личные данные.

«В качестве рекомендаций мы советуем абонентам быть внимательнее при разглашении своего номера. Получая бонусные карты магазинов, совершая онлайн-покупки, регистрируясь на различных сервисах, стоит обращать внимание на условия, зачастую они содержат автоматическое согласие на рассылку рекламы или обзвон», — уточнил директор «МегаФона» в Краснодарском крае и Республике Адыгея Игорь Остатюк.

В Tele2 также рекомендуют соблюдать правила пользования цифровыми сервисами.

«Для того чтобы обезопасить свои данные, необходимо, прежде всего, проверять ссылки, по которым вы переходите, стараться не оставлять свои персональные данные, в том числе номер телефона, не устанавливать приложения из ненадежных источников, не использовать простые пароли. Кроме того, нужно знать и использовать механизмы защиты, которые предлагают операторы сотовой связи, и пользоваться проверенными и эффективными антивирусными решениями», — советует Вячеслав Козин.

В черный список

Избавиться от первичного звонка с незнакомого номера сложнее, чем от последующих. Лично я нежелательного абонента отправляю сразу в черный список. Конечно, телефонные продавцы изобретательны и перезванивают с других номеров, поэтому такой метод борьбы до момента, пока я не подключила сервис по блокировке и определению номеров, казался неэффективным и напоминал замкнутый круг: звонят — блокирую — звонят — блокирую, и так бесконечно. Я выбрала сервис, не принадлежащий моему оператору, — это приложение стороннего разработчика. Да, полностью от звонков оно не защищает, но в большинстве случаев я вижу, что за компания звонит, и получаю рекомендации формата «телефонные мошенники», или «нежелательный звонок», или «реклама товаров и услуг».

У операторов есть законодательные ограничения, которые не позволяют полностью избавить абонентов от звонков рекламного характера, поэтому избежать торговой атаки на 100 %, нам, видимо, не удастся.

«Оператор связи обязан пропускать все звонки, адресованные абоненту, — это требование законодательства о связи. Поэтому ограничить себя от нежелательных звонков может только сам абонент, либо подключив дополнительную услугу, либо настроив черный список на своем телефоне. В сети МегаФон нашим абонентам доступна услуга «Знаю, кто звонит», которая во время входящего звонка от незнакомого абонента сверяет номер звонящего со своей базой данных и отображает на экране название компании или предупреждение, что звонок может быть нежелательным. Также на сайте компании можно проверить номер, с которого поступил звонок, увидеть комментарии других абонентов и сообщить о номерах, с которых поступает спам. Еще один способ — удобная USSD-команда *629. С ее помощью абонент Мега­Фона может ввести любой мобильный номер и узнать, какому региону и какому мобильному оператору он принадлежит. На основе этой информации можно самостоятельно принять решение, перезванивать по этому номеру или нет», — рассказал Игорь Остатюк.

Tele2 для борьбы с нежелательными звонками и сообщениями предоставляет бесплатную услугу «Антиспам SMS», которая позволяет заблокировать входящие сообщения от выбранных вами номеров. Также каждый пользователь может использовать на своем гаджете функцию «черный список» или установить для этого приложение из доверенного источника.

Мошенники и подменные номера

Если телефонная реклама особой угрозы, кроме порчи настроения, не представляет, то телефонное мошенничество может лишить нас какого-то количества имеющихся средств. Телеком-операторы и финансовые организации регулярно предупреждают своих клиентов о существовании подобной угрозы и ищут новые способы защиты от действий недобросовестных членов нашего общества. Например, уже созданы совместные продукты банков и сотовых операторов по мониторингу звонков.

«Мы разработали решение, которое может защитить клиентов финансовых организаций от хищения средств в случае звонков мошенников. Система определяет подозрительные вызовы, поступающие клиентам банков, и в режиме реального времени предупреждает об этом сотрудников банка, они в свою очередь могут дополнительно проверить или даже приостановить операцию до выяснения всех обстоятельств с клиентом. Сервис также позволяет информировать банк, если в его контактный центр поступает звонок с подстановкой номера существующего клиента», — рассказал Игорь Остатюк.

Еще одной серьезной проблемой является использование подменных номеров. В этом случае злоумышленники представляются, например, клиентской службой банка. При этом телефонный номер, высветившийся при входящем звонке, может полностью совпадать со знакомым номером вашего банка. В результате мошенники под видом службы безопасности кредитного учреждения вводят людей в заблуждение, получают данные банковских карт и выводят средства со счетов клиентов.

«Для борьбы с этим видом мошенничества используются антифрод-платформы. Для эффективной борьбы с мошенниками телеком-оператор и банк синхронизируют данные о трафике с CRM-системой банка на базе специального программного обеспечения. Дополнительно Tele2 использует аналитику на основе big data. Кроме того, оператор ставит на мониторинг все звонки клиентам с так называемых А-номеров — телефонов, с которых сотрудники банков могут звонить держателям карт. Две умные системы в режиме реального времени обмениваются данными о звонках общим клиентам с номеров телефонов банка. Если человеку звонят с номера кредитного учреждения, но антифрод-платформа со стороны банка не подтверждает звонок, значит вызов идет от мошенников. В таком случае система безопасности кредитного учреждения может оперативно заблокировать транзакции атакуемого клиента, чтобы не допустить несанкционированный перевод средств с его счета», — рассказал Вячеслав Козин.

Оба оператора советуют придерживаться простых правил, чтобы защитить себя от противоправных действий третьих лиц. Чтобы обезопасить свои данные, необходимо проверять ссылки, по которым вы переходите, стараться не оставлять свои персональные данные, в том числе номер телефона, не устанавливать приложения из ненадежных источников, не использовать простые пароли. Кроме того, нужно знать и использовать механизмы защиты, которые предлагают операторы сотовой связи, и пользоваться проверенными и эффективными антивирусными решениями.

Как отметил управляющий партнер юридической компании Privacy Group Игорь Томилин, если абонент не давал согласия и при этом рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено, компания может быть привлечена к административной ответственности с назначением штрафа до 500 тыс. рублей. «Такая практика существует, компанию привлекают к возмещению причиненного морального вреда. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо подать заявление в антимонопольную службу по месту совершения нарушения c указанием номера телефона, на который поступил телефонный звонок, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама. К заявлению необходимо приложить аудиозапись телефонного звонка, текст рекламы, детализацию услуг связи от оператора, доказывающую факт соединения. Для экономии времени заявление можно отправить в ФАС по электронной почте», - сказал Игорь Томилин.

Евгения Гладущенко