УчитьсяВ дебютной работе Андрея Кончаловского "Первый учитель" по рассказу Чингиза Айтматова самый обычный для кино сюжет - прогрессист и ретроград бьются друг с другом за юную красавицу. Молодой большевик, в середине двадцатых годов отправленный в далёкий аул учителем пытается заставить ее ходить в школу, а местный кулак, по-восточному "бай", пытается взять в жены. Так что перед черноглазой красавицей классический выбор - что сначала - учиться или жениться?
На этом киноштампы заканчиваются и начинается что-то невероятное для советского фильма даже времён Оттепели. Прогрессивный большевик-учитель оказывается при ближайшем рассмотрении глупым, подлым и истеричным чужаком, ломающим вековой уклад жизни, а ретроград бай, напротив, - красивым, умным, ироничным, сильным и даже добрым хозяином своей земли, защитником ее народа и ее традиций. И поскольку зритель хорошо знает, кто из них в исторической перспективе должен победить, то во время просмотра испытывает непрерывный нравственный дискомфорт.
Режиссер не даёт четкого ответа, кто прав - прогрессист или ретроград. Красавицу он не отдает ни тому, ни другому. Он забирает ее себе. Сразу после выхода картины на экраны исполнительница главной роли дебютантка польско-казахского происхождения балерина Наталья Аринбасарова становится женой режиссера Андрея Сергеевича Кончаловского, получает приз Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль, возвращается в СССР популярной актрисой и только после этого всего, наконец, поступает во ВГИК в мастерскую Герасимова.
Так что учиться никогда не поздно, а жениться никогда не рано!