Ноа Хоули с разницей в несколько минут родился со своим братом-близнецом Алекси в Большом Яблоке США – Нью-Йорке в 1967 году. Но корни талантливого шоураннера «Фарго» уходят к России – именно оттуда его предки решили сбежать за светлым будущим в Америку, испытав на себе все «радости» жизни меньшинств в Новом Свете.
Киношная публика познакомилась и по заслугам оценила талант Хоули в сериале «Кости», где он выступал продюсером и сценаристом, но изначально сын пошел по стопам своей матери Луизы, в 1998 году выпустив свой первый роман «A Conspiracy of Tall Men», так и не переведённый на русский язык (написанные после получения первой порции известности «Хороший отец» и «Перед падением» этой чести удостоились).
Интересно, что писатель Хоули так и не сел в режиссерское кресло «Костей», хотя имел полное право и возможность, учитывая успех сезонов, в производстве которых он принимал участие. Для режиссерского дебюта он выбрал основанный на одноименном фильме братьев Коэнов сериал – им же написанный, спродюсированный и в итоге великолепно снятый.
Конечно же, выбор «Фарго» Коэнов символичен и с точки зрения того, что у Ноа есть брат-близнец – реверанс этой теме он выдал в 3 сезоне саги, где действие разворачивается вокруг близнецов Стасси, блистательно исполненных Юэном Макрегором. Но больше верится (а точнее хочется верить), что киношный «Фарго» привлек писателя Хоули закрытостью своего мира, в котором обитает множество гоголевских персонажей.
Первые три сезона «Фарго» неизменно были построены на противостоянии черного и белого, зла и добра, которое неизбежно и в себе находит темные пятна зла. Гас Гримли – добряк, горе-полицейский, мечтавший о карьере почтальона – в начале первого сезона от одного взгляда Рона Малво (Билли Боб Торнтон) забывший не только о полицейском долге, но и собственном имени, в заключительном эпизоде расстреливает в того же Малво, безоружно сидящего на диване с переломанной ногой, в упор всю обойму – секундная трансформация, которая характерна для большинства героев сериального «Фарго».
Через этих маленьких людей, допускающих секундные слабости или приступы героизма, Хоули и доносит зрителю то, что читателю донести намного проще. В нескольких сериальных кадрах необходимо уместить то, что в тексте можно объяснить на десятке страниц. Решение этой дилеммы нашел через раскрытие множества мелких персонажей нашел драматург Яновский с родины предков Ноа Хоули. Всему миру известный по фамилии Гоголь.
Между 3 и 4 сезоном «Фарго» прошли солидные три года, что совсем не характерно для первых трех частей. За это время Хоули сделал не только очень оригинальный сериал-комикс по вселенной Marvel «Легион» с Дэном Стивенсом («Аббатство Даунтон») в главной роли, но и дебютировал в полном метре – сняв Натали Портман в космической версии «Черного лебедя» - спродюсированная Риз Уизерспун драма «Люси в небесах» вышла ограниченном прокате в прошлом году.
Основанная на реальных событиях драма про героиню Портман, которая после полета в космос охладела к земной жизни, мирским проблемам и даже собственному мужу, мягко скажем, не удалась. Возможно, такие биографичные картины про сильных женщин (в особенности если этот сценарий выбрала давно вышедшая из инфантильного образа «Блондинки в законе» Уизерспун) действительно стоит доверять режиссерам женщинам (режиссеркам), потому как как рейтинг 21% на Rotten Tomatoes говорит сам за себя – первый блин в большом кино Хоули вышел комом.
Но есть тому и другое объяснение – в «Люси в небесах» Хоули, который также участвовал в написании сценария картины, был скован двумя важным факторами – фильм биографичен, а герой всего один. И тот самый прием, с помощью которого Ноа во всех эпизодах всех сезонов «Фарго» говорил с зрителем, демонстрируя каждый цвет палитры с помощью отдельного, хоть и самого маленького, героя-краски, в фильме про импульсивную женщину в скафандре (даже если ее играет отработавшая роль на все 100% Натали Портман) просто невозможен.
Не менее важна для важна для режиссера и замкнутость мира, в котором живут его многочисленные герои – не даром в каждом из сезонов в начале эпизода нам помимо заверений в реальности описанных событий сообщали и место, где они происходили – вся «правдивая история» на протяжении трех сезонов не покидала двух штатов – Миннесоты и Северной Дакоты. И лишь в четвертом сезоне режиссер отправляет зрителей в Миссури, но и на то есть весомые причины.
Если раньше белое и черное в «Фарго» сталкивались фигурально, то в новом сезоне в год, когда мы все узнали про Black Lives Matter, сериал действительно сталкивает белых и темнокожих. В первом эпизоде нам за несколько минут показывают хронологию влияния кланов в Канзас-Сити – как власть переходила от евреев к ирландцам, от ирландцев к итальянцам, а последние не захотели ею делиться с «вдруг» решившими проявить волю афроамериканцами во главе с Лоем Кэнноном (Крис Рок). История как раз и начинается с обмена детьми между лидерами банд итальянцев и темнокожих – своеобразный залог мира между двумя враждующими кланами.
Как уже было сказано выше, штат Миссури для этой «правдивой истории» выбран не просто так – в середине двадцатого века наблюдалась миграция темнокожих американцев с юга на север – проблемы, с которыми сталкивалась и сталкивается Америка до сих пор (как то разграниченность городов и даже отдельных районов по цвету кожи), в Миссури обострились намного раньше и сильнее.
Бен Уишоу («Парфюмер») здесь играет ирландца, которого все считают евреем, но он работает на итальянцев и нянчится с темнокожим подростком – сыном враждебных «гуталинов». Его герой, демонстрирующий собой всю многослойность истории, словно сам Хоули пытается вместе со зрителем разобраться в хитросплетениях американской борьбы расовых меньшинств, чуть ли не главную проблему которой озвучивает в своем шикарном монологе седьмого эпизода герой Криса Рока.
Неспешность повествования в этом сезоне объясняется как исторической выверенностью, так и важностью поднятой темы – возможно, впервые за все 4 сезона саги история действительно очень правдива по своей сути. И хоть такая повестка не всегда близка и понятна российскому зрителю, свой шарм «Фарго» сохранил. И сделал это благодаря главным своим орудиям – героям, для которых поговорка «два дебила это сила» не пустой звук. Маршал-мормон в исполнении Тимоти Олифанта (он не менее шикарен в роли шерифа с ракетой за спиной в новом сезоне «Мандалорца»), смесь итальянской пасты и неправедного гнева Сальваторе Эспозито, две сбежавшие из тюрьмы лесбиянки (и это 1950-е) и умалишённая медсестра, ради забавы убившая босса итальянской мафии, создав тем самым основной конфликт сериала, убедят вас, что это лучший и самый зрелый сезон саги.