Всех приветствую на канале «Вятский Хутор». В этой публикации хочу перенести вас из нашей деревни в другое очень интересное место, пропитанное историей − село Атары Лебяжского района Кировской области. Об Атарах можно рассказывать очень долго. Здесь находится знаменитая Атарская Лука с поющими песками, место старого села, откуда из-за затопления со стороны Вятки в начале 1800-х годов жители переселились повыше и конечно само покинутое село Атары с сохранившейся каменной церковью и остатками домов сельчан.
Ранее я уже бывал здесь. А минувшим летом посчастливилось съездить в Атары снова. Конечной целью был пляж с белоснежным скрипучим песком. А потом, на обратном пути, мы заглянули и в покинутый старинный храм.
Каменная церковь Спаса Нерукотворного Образа освящена в 1809 году. Вот что о ней сказано в старой литературе:
Спасская въ селѣ Атарахъ.
Построена въ 1809 году, каменная. Престоловъ три: въ холодномъ храмѣ въ честь Нерукотвореннаго Образа Спасителя, въ тепломъ въ честь Введенія во храмъ Пресв. Борогодицы и во имя Св. Равноапостольнаго Князя Владиміра.
При церкви состоятъ два священника и два дьячка. У всѣхъ имѣются собственные дома. Причтъ пользуется 2 дес. 210 саж. усадебной земли, а 33 дес. пахатной церковной земли находятся во владѣніи прихожанъ, за что причтъ получаетъ отъ нихъ мѣрную ругу.
Въ приходѣ 40 селеній, разстояніемъ отъ церкви не далѣе 8 в.; прихожанъ 2415 м. п. и 2741 ж.
Село Атары отъ г. Вятки въ 150 в. Ближайшія села: Ситьма и Мокино въ 10 в. и Ишлыкъ въ 12 в.
Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
Хочется сказать пару слов про приход. Основная часть прихожан проживала на противоположном берегу Вятки. Народ был шабутной − занимался разбоем. В подтверждение хочу привести отрывок из воспоминаний И. Я. Порфирьева, профессора русской словесности Казанской Духовной Академии.
Батюшка рассказывал, что даже в то время, когда он был священником, примерно в 20-х годах (19 века, прим. ред.), в один вечер вдруг к нему в дом является один мужик из разбойничьей деревни и заведомо считавшийся разбойником. Севши за стол, он вынимает из-за пазухи пистолет и, положив его на стол пред собою, начинает просить у батюшки денег взаймы 100 рублей, обещаясь возвратить их в срок. При такой обстановке отказать, конечно, было нельзя. Батюшка не только дал разбойнику денег, но и напоил его водкой. «Ну, о. Яков, – сказал угостившийся разбойник – за твое одолжение и угощение я расплачусь с тобой, беспременно. Приходи ко мне за деньгами в такой-то день». Когда настал этот назначенный день, батюшка долго в сильном страхе колебался, идти или не нет. Но 100 рублей, хотя бы и ассигнациями, в то время для сельского священника были большая сумма, и он решился идти. Разбойничья деревня была недалеко от села, только переехать на другой берег Вятки. Разбойник оказался дома налицо. Завидев батюшку, он встретил его и привел в избу. Посадив за стол на лавку, он спросил его: «Что, батюшка, за деньгами пришел?» А сам, взявши нож, начал точить его. В то время продолжал разговаривать. Батюшка ни жив, ни мертв, как говорится, сказал, что действительно за деньгами, если милость будет, а то он может еще обождать. «Ну, хорошо, хорошо, сейчас заплачу». И действительно вынес ему 100 рублей. «Спасибо, – сказал он, – что тогда из беды выручил».
Давайте же вернёмся к храму. Проработал он благополучно до начала лихолетья 1920-х годов. 9 марта 1922 года были изъяты церковные ценности, среди которых были позолоченный животворящий крест столярной работы; Евангелие напрестольное в листах, в серебряном окладе 84 пробы, позолоченное, с изображением на верхней доске Воскресения Христова и 4 евангелистов и с изображением Благовещения на нижней доске и вся богослужебная утварь из серебра вызолоченная.
А несколько позже, 2 августа 1939 года церковь обнанным путём была закрыта.
В настоящее время это место считается чуть ли не самым глухим местом в Кировской области, поскольку добраться до него непросто. Если через заросшие лесами поля, то нужен внедорожник. Можно добраться до Атар и по воде.т Мы, конечно же, лёгких путей не ищем и вполне успешно добрались до покинутого села на старенькой ниве с внедорожными покрышками.
Сейчас церковь постепенно разрушается, пребывая в довольно печальном виде. Ограды церковной уже нет, как нет и крыльца с двумя колоннами. Кирпичи отваливаются, штукатурка осыпается. Крыша поросла деревьями и нещадно течёт. А какие-то нехорошие люди соскребали со стен росписи. Ещё несколько лет назад в алтарной части храма ещё можно было наблюдать нарисованных ангелов, то теперь же, на их месте остались лишь зияющие квадраты голого кирпича.
Некогда прямо за церковью располагалось кладбище. Сейчас о нём напоминают лишь хаотично разбросанные могильные плиты, да ямы разрытых могил. Да, я тоже удивился, когда первый раз это увидел. Как можно назвать таких людей?
Совсем скоро вятская земля может потерять этот храм, который непременно является частичкой историей этого некогда богатого края. О каком сохранении исторического наследия на территории региона можно говорить, если с трудом удалось починить крышу в одном из самых старых и интересных памятников Хлынова «Приказной избе», построенной в первой половине 18 века и находящейся в центре города. А в самом старом каменном строении − доме Аверкия Перминова провалился потолок.
Никому, кроме активистов и радеющих за родную землю это не интересно.