Как Covid-19 изменит наше образование и почему оно никогда не будет прежним? Какую роль будет играть искусственный интеллект и сможет ли он заменить учителя?
В связи с закрытием школ и переходом университетов на дистанционное обучение учителя, а также ученики и студенты оказались в совершенно новых условиях. Ситуация с распространением коронавируса во многих странах перешла в стадию второй волны, поэтому многие студенты и школьники мира (и России, в частности) снова перешли на дистанционное образование.
Чего нам ожидать от образования в пост-ковидную эпоху? Продолжится ли дистанционное обучение? Какова будет роль учителя в образовании будушщего? Вернемся в ранние времена: чтобы понять, куда движется мир образования, в первую очередь важно определить тенденции, которые появились еще до пандемии.
Цифровизация образования
По словам Марианны Мяки-Теери (форсайт-менеджера сайта Futures Platform), переход обучения в цифру проходил быстрыми темпами даже до пандемии, особенно в области высшего образования.
«С начала нового тысячелетия количество открытые онлайн-курсы, а также дистанционное обучение стало обычным делом многих ведущих университетов, а также государственных и частных учебных заведений. Растет количество инициатив по использованию технологий для повышения эффективности обучения»
Примеры таких технологий: онлайн-курсы, приложения для сдачи сессий, прокторинг, дистанционные лекции, электронные базы данных и электронные библиотеки.
«Растущая осуществимость дистанционного обучения также начала изменять роль физического пространства в образовании, создавая все большее давление для разработки нового типа учебной среды, которая будет гибкой, адаптируемой и подходящей для множества различных целей одновременно», - добавляет Марианна.
Нужен ли учитель в аудитории? Изменение роли преподавателя в эпоху ковид
Но связь образования с цифровизацией была не совсем простой: повсеместная диджитализация начала менять традиционный стиль работы - то есть, традиционную необходимость присутствия учеников и преподавателя в классах. Кроме того, некоторые профессии, связанные с образованием (например, методисты), вообще встали под вопрос: производство информации становится автоматизированным, а повторяющаяся работа легла на автоматизированные системы в компьютере. Чем заниматься человеку, если будущее, по словам некоторых аналитиков, за роботами?
По словам Марианны Мяки-Теери, будущая роль человека в образовании будет сосредоточена на задачах, требующих творчества, изобретательности или гибкости. Реальность современного «диджитал» образования требует не только большей изобретальности от учителя, но и новых цифровых навыков.
«И все же - содержание образовательных программ во время пандемии этого творчества и изобретальности не отразило. Многие из текущих модулей обучения и оценки критикуются за поощрение простого запоминания, поиск единственного правильного ответа и избежание ошибок. Кроме того, существует несоответствие между тем, какие степени - или навыки - люди получают, и тем, что им действительно необходимо в будущем», - говорит она.
Что делать учителям и студентам дальше
«Пандемия COVID-19 положила начало крупнейшему и самому быстрому эксперименту дистанционного обучения в истории человечества. Она подтолкнула студентов и учителей к цифровой эре, независимо от их интересов, навыков или уровня образования », - продолжает Марианна Мяки-Теери.
Непосредственным следствием пандемии и дистанционного образования стал, конечно, массивный сбор нового опыта, нового образовательного контента и множество полезных данных, которые будут способствовать развитию технологий и обучения на основе данных. Сектор EdTech (Educational technology) уже переживает массовый бум: например, в Китае Tencent создали бесплатные сервисы онлайн-обучения, которые помогли миллионам школьников внезапно перейти на дистанционное обучение, а число ежедневных пользователей сервиса видеоконференций Zoom для проведения онлайн-совещаний только за апрель увеличилось на 50%, составив 300 млн человек.
Марианна Мяки-Теери считает, что такое развитие событий будет иметь самые разные последствия. Начнем с того, что если раньше цифровые навыки считались просто важными для учителей, то теперь они остро необходимы каждому. Поскольку отсутствие обучения ИКТ в учебных программах учителей было проблемой и раньше, ЮНЕСКО работает над экстренным повышением квалификации учителей, чтобы они могли проводить свои занятия в Интернете.
Для самих студентов и школьников последствия пандемии зависят еще и от социально-экономического положения. В апреле 2020 года ООН сообщила, что у половины учащихся, которые в настоящее время перешли на дистанционное обучение, нет рабочего компьютера. Кроме того, у многих нет подключения к Интернету, подходящих условий или элементарной психической устойчивости, чтобы поддерживать привычный распорядок, а родители либо не хотят, либо не могут им помочь.
Будущее образования после коронавируса: искусственный интеллект становится учителем и диплом университета за месяц
«Эта пандемия - период великого хаоса. Посреди хаоса открываются большие возможности. Я считаю, что нам абсолютно необходимо гипериндивидуализированное образование»
На практике гипериндивидуализированное образование - это образование модели «Искусственный интеллект-учений»: ИИ отслеживает данные ученика и узнает о нем все, пока не поймет, в чем ученик разбирается и что ему еще нужно изучить. На основе этого бот-учитель ИИ определит его учебную программу и передаст студенту информацию в формате, основанном на том, что ему известно о наиболее оптимальном времени и способах изучения различных видов информации для каждого человека лично.
Поскольку ИИ будет понимать, что ученик уже знает, не будет необходимости повторять уже изученный материал. Это экономит время.
«Это не только избавляет от утомления от задачи, но также может утроить или даже учетверить скорость обучения. Мы могли бы говорить о том, чтобы получить диплом колледжа всего за месяц»
Истинный масштаб потенциального воздействия учителя ИИ становится более очевидным, когда вместе с ним рассматриваются другие технологии. Например, пользовательские интерфейсы следующего поколения, вероятно, будут включать в себя такие технологии, как умные очки или персональные проекторы - вместо отображения информации на мобильном устройстве учитель ИИ может отображать ее перед глазами ученика.
Но пандемия - это большой шаг к трансформации всего подхода к обучению, знаниям и образованию. Что значит эта трансформация?
В этом сценарии роль учитель-человек претерпевает глубокие изменения. Учитель перестает быть человеком, у которого есть ответы на все вопросы, и становится тем, кто больше похож на тренера и наставника. Если бы такой способ обучения стал нормой, он также во многом решил бы проблему того, как передать понимание будущим поколениям.
Больше новостей для абитуриентов — в группе вконтакте и инстаграм. Добро пожаловать!