Найти тему
Роман Тарасенко

Что не так со SWOT анализом? Почему компании не хотят его использовать

На одном из своих тренингов я затронул тему SWOT анализа. Я задал вопрос используют ли в компаниях слушателей этот простой и наглядный анализ. Ответ меня удивил: используют на постоянной основе менее 20% компаний. При этом все слушатели хорошо знали про этот инструмент.

SWOT анализ используют на постоянной основе менее 20% компаний
SWOT анализ используют на постоянной основе менее 20% компаний

На мой вопрос почему не используете самые популярные ответы такие:

Не до него сейчас
Нет времени
Лень делать
Непонятно зачем это нужно

И я решил посвятить статью теме SWOT анализа.

Несколько вводных слов об этом простом, но полезном анализе. SWOT анализ появился в середине 60-х годов ХХ века. Профессора Гарвардского университета были озадачены тем, что во многих компаниях очень слабо занимаются внутренним самоанализом и анализом внешней среды.

Ими был предложен простой механизм: матрица 2х2 в верхней части которой записывались показатели внутренней среды организации, а именно слабые и сильные стороны. В нижней части записывались показатели внешней среды организации, а именно возможности и угрозы. Основная идея метода заключается в том, что нужно максимально самокритично заполнить эту матрицу. Как правило, стараются в каждый из 4-х показателей записать не менее 10 пунктов.

Матрица для SWOT анализа
Матрица для SWOT анализа

Название SWOT анализ соответственно происходит от английской аббревиатуры из первых букв слов: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).

SWOT анализ проводится не одним человеком в компании, а группой сотрудников из разных отделов и направлений деятельности. Так можно получить картину максимально приближенную к объективности. После этого уже составляется конечная матрица.

А дальше, анализируя эту матрицу, можно увидеть, как за счет сильных сторон реализовать возможности или предотвратить/компенсировать угрозы. Понять от каких слабостей нужно избавляться, какие внешние возможности могут в этом помочь и какие угрозы могут особенно сильно навредить из-за этих слабых сторон.

SWOT анализ — это хороший способ проанализировать текущие состояние своей компании. И не только компании. Можно его провести и для себя лично. Иногда бывает очень полезно остановится и проанализировать себя, чтобы понять куда двигаться дальше и что в этом поможет, а что навредит.

Иногда бывает очень полезно остановится и проанализировать себя
Иногда бывает очень полезно остановится и проанализировать себя

Сразу же хочу сказать, что проводить SWOT не всегда приятно. Если провести по-настоящему, то можно узнать много не самых приятных вещей о компании или о себе лично. Нужно стойко пережить первые болезненные минуты и вы увидите, что польза от анализа будет просто колоссальная.

А теперь небольшие ремарки к популярным ответам.

  • Не до него сейчас. А когда будет до него? Кризис – наиболее подходящее время для того, чтобы переформатироваться. Что делать когда нет возможности продолжать бизнес так же как раньше? Нужно искать скрытые внутренние ресурсы, новые ниши и пути решения. Понять, что тянет вниз и сбросить балласт.
  • Нет времени. Эффективные компании славятся тем,что совершают правильные действия по достижению результата. Но как понять, какие именно действия будут правильными? Остановитесь. Найдите пару часов, чтобы понять какие ваши дальнейшие действия приведут к результату. Это время может стать одной из наиболее эффективных инвестиций в вашей жизни.
  • Лень делать. Здесь просто нет комментариев. Старался убедить как мог.
  • Непонятно зачем это нужно. Я привел доводы во всех вышеизложенных абзацах. И вот последний аргумент: все крупнейшие компании из списка Fortune 500 делают SWOT анализ от 1 до 4-х раз в год. Многие известные люди делают этот анализ для себя лично и достигают еще больших результатов. Может и вам пора?

Своей статьей я постарался положить 5 копеек на чашу весов в пользу SWOT анализа. Конец года отличное время, чтобы провести хороший анализ и подготовиться к новым свершениям в новом году.

Подписывайтесь на канал и ставьте нравится, чтобы не пропустить новые статьи.