Для достижения результативности логопедические занятия должны быть эмоционально окрашены, привлекательны, вызывать у ребёнка интерес. Рассмотрите примерные задания по предупреждению диграфии у детей на уровне слова.
1.Учить различать слова, отвечающие на вопрос: Кто это? Что это?
Кто это? Девочка, кошка, бабочка. Что это? Кукла, дом, цветок. Что делает? Сидит, прыгает, летает. Какой? Какая? Какое? Какие?
2. Для чёткого усвоения значения слов хорошо подбирать слова к смысловому ряду по опорным словам: круглое, спелое, красное, вкусное (яблоко). Хитрая, рыжая, пушистая (лиса).
Исключение из обобщающего ряда лишнего слова: помидор, огурец, лук, яблоко. Кастрюля, сковорода, половник, стол.
3.Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов, выделение ударного слога голосом. Ребёнок делит слоги хлопками в ладоши или, поставив руку под подбородок, широко открывает рот при произнесении гласных звуков. Сколько раз отхлопали, столько слогов, сколько раз открыли рот столько слогов в слове. Если эта работа проводится систематически, то в школе ребёнок не испытывает трудности пи переносе слов.
4.Выделение ударного слога. Ударный слог проще выявлять при произнесении слога более протяжно: автОООбус ( тянем «о») , машИИИна (тянем «и»), мешОООк ( тянем «о»). Дать понятие о роли ударения, что если протянуть другой слог, то меняется значение слова: зАмок - замОк, плАчу – плачУ, Ирис - ирИс, крУжки – кружкИ. Чтобы понять понимает ли ребёнок значение слов придумать предложение с каждым словом.
5.Подобрать слова к слоговым схемам: а; о-ы; ы-а-и, (мак, рак, ноты, коты, рыбаки).
6. Подбор слов по заданному ритмическому рисунку:
Х – рак, мак, кот, лифт. Х Х – о – сень, о – кунь, пла – мя. ХХХ – ма– ши – на, ка – би – на, мо – ло – ток. ХХХХ – смо – ро – ди – на, же – ре – бё – нок.
7.Прослушать и отхлопать ритмический рисунок: а) Х; б) ХХ; в) ХХХ; г) ХХХХ.
8.Подбор к данному слову родственных слов: двор – дворник – дворовый; след – следы – следить. Исключение лишних слов: гусь – гусыня – гусак – гусеница.
9.Составление слов с использованием начальных букв, звуков (мак, осы, стул, табурет) МОСТ, ( клубника, утка, кастрюля, лампа, апельсин) КУКЛА.
10.Составление слов из «рассыпанных» букв. Например: И, А, Т, С (аист); А, С, А, Н, А, Н (ананас).
11.Из букв данного слова составить новое слово.
МОРОЖЕНОЕ – море, нож, морж, … .
12. Замена в слове одного звука ( буквы) для получения нового слова: зайка – майка – чайка – гайка – шайка – сайка – лайка.
13.Чтение слов в обратном порядке. Например: шалаш, сон, наган.
Описанные задания не только развивают словарный запас ребёнка, но и способствуют профилактике дисграфии в школьном возрасте.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк. Вам минута, а мне приятно.
Благодарю за внимание!