Найти тему
Хвалев Павел

Особенности формирования духовно-нравственных качеств в начальной школе

  • Люди всех возрастов ценят нравственное воспитание. Великие социально-финансовые преобразования, происходящие в современном мире, заставляют нас говорить о будущем России, и ее молодежи. В наше время моральные и нравственные ориентиры были стерты, и молодое поколение возможно осуждать за недостаток духовности, недостаток веры и агрессию. В этом контексте важность проблемы религиозно-нравственного воспитания связана как минимум с четырьмя утверждениями:

1. Современное общество должно воспитывать моральных людей, которые обладают не только знаниями, но и отличными качествами личности.

2. Для общества характерные различные источники влияния, как положительные, так и отрицательные умственные способности и эмоции детей. 

3. Образование само по себе не обеспечивает высокий уровень нравственного воспитания, поскольку образование - это личностная черта, которая характеризует отношение человека к другим людям на основе уважения и доброй воли к любому человеку.

4. Предоставление моральных знаний также важно, поскольку дети не только информируют о нормах поведения, но и дают представление о последствиях нарушения общепринятых норм или о последствиях этих действий для окружающих людей [10, с.38].

Нравственное развитие детей занимает основное место в формировании всецело сформированной личности – это постоянный процесс, он наступает с рождения лица и непрекращается всю жизнь, и ориентирован на освоение людьми правилами и общепризнанными нормам поведения. Педагогика закрепила, что в разнообразные возрастные этапы имеются различные способности для нравственного обучения. 

Проблема духовно-нравственного воспитания в нашем обществе актуальна как никогда. Цели религиозно-нравственного воспитания были обозначены Ш.А. Амонашвили: «Четкие образы, мысли и мечты должны поселиться в душе и сердце ребенка - чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои идеи; сосредоточиться на хорошем; мужество и решительность, чувство заботы и сострадания, мышление и восхищение, понимание жизни, смерти и бессмертия ... » [1, с.10].

Источники нравственного опыта школьников является образовательная деятельность. Для учителя важно понимать, что нравственное формирование учащихся в процессе обучения происходит через содержание программы и дидактический материал, который выражается в системе урока, личности учителя. Сущность учебного материала обогащает понимание учениками нравственных качеств, показывает на социальную жизнь, индивидуальные взаимоотношения людей, создает позитивный индивидуальный подход к основам нравственности у учащихся, создает эталон прекрасного человека, стимулирует сравнивать их собственные действия с действиями героического человека.

Однако личность учителя оказывает наибольшее влияние на нравственное становление учащихся в процессе обучения. Моральный облик учителя раскрывается детям в связи с его основной и социальной работой, со школьниками и другими людьми, с самим собой. И наоборот, если ученики стали свидетелями равнодушных или неправильных отношений учителя со своими товарищами, моральному образованию учеников наносится значительный ущерб.

Духовная близость и уважение к учителю, стремление подражать ему зависят от уровня его способностей, профессионализма и характера повседневных отношений с ребенком. Если учитель провозглашает некоторые общепринятые стандарты жизни и придерживается других, то он никогда не будет влиятельным учителем.

Другим важным основанием для морального опыта школьников считается ряд внеклассных занятий. Это удовлетворяет их ежедневные потребности в общении, самовыражении и самоутверждении в группе сверстников. Во внеклассной работе создается подходящие требования для ознакомления школьников с понятием реальных моральных отношений взаимопомощи, ответственности. 

Непосредственно в этой работе формируются личные предрасположенности, творческие способности. Моральные качества, такие как смелость, ответственность, гражданская активность, целостность слов и процесса, не могут быть сформированы только в рамках образовательного процесса.

Развитие духовно-нравственных качеств в начальной школе необходимы жизненные условия, которые вызывают прямое выражение ответственности, целостности и инициативы. Подобные условия встречаются чаще во внеурочной деятельности. Если в детском коллективе утвердились взаимоотношения доброжелательности, ответственности друг за друга,  если каждому ребенку гарантируется благоприятное состояние в группе, его отношения с одноклассниками будут укрепляться, эмоции общественной чести, групповой обязанности, ответственности. 

Учитель должен посвятить большую часть своего времени и усилий объединению детской группы, планированию ее развития и выявлению более подходящих форм самоуправления. Внимание о другом человеке благополучно реализуется в содружестве старших школьников и детей. Это означает взаимный интерес и совместные действия, которые приносят удовлетворение обеим сторонам. 

Взаимоотношения педагогов – кроме того значимый источник морального опыта для школьников. Отношение учителя к окружающим его детям является моральным примером взаимоотношений человека с человеком. Эксперты по психологии доказывают: отношение к условиям у детей находится в зависимости от взаимоотношения к учителю. Если условия отталкиваются от уважаемого, религиозно близкого учащимся педагога, они принимают данные условия как подходящие и лично важные. 

Отношения в семье, отражающие моральные установки, внутренние качества родителей, считаются важной основой жизненного опыта школьников. Способность учителя реструктурировать негативные отношения в семье ограничены. Однако учитель может компенсировать таким детям отсутствие психологического комфорта с особой теплотой, интересом, вниманием к другой его «семье» - детской команде. По этой причине необходимо проводить специальную работу с командой преподавателей и студентов, насколько это возможно, чтобы нейтрализовать негативное влияние негативных семейных отношений на школьника и сформировать его веру в характер семейных отношений [3, с.26].

Искусство может быть одним из важных источников нравственного опыта школьников. Формы такого общения: прослушивание звукозаписей, посещение театров, художественные выставки, помощь в проведении конкурсов и фестивалей, школьные выступления и т.д. Искусство позволяет испытать то, что кто-то не может пережить из-за неопытности. Сострадание к героям произведений искусства, которые радуются своим успехам, становится эмоционально богаче, изобретательнее и мудрее.

Когда говориться о нравственном воспитании ученика начальной школы, должно быть ясно, какие нравственные качества взрослые должны формировать у детей. Выяснилось, что среди многих важных человеческих качеств доброта является основным фактором развития человека в человеке.

Термин «хороший человек» очень сложен. Он содержит множество свойств, которые люди давно оценили. Доброго человека можно описать как человека, у которого выражена любовь к родине, людей у которых сильное желание делать добро.

Особенностью процесса нравственного воспитания является то, что он является долгосрочным и постоянным, а его результаты со временем откладываются.

Мы считаем, что нравственное развитие младших подростков должно стать одним из неотъемлемых компонентов образовательного процесса. Школа для детей - это область адаптации, моральная среда которой определяет ее ценностные ориентации. По этой причине важно, чтобы система нравственного воспитания взаимодействовала со всеми элементами школьной жизни: уроками, перерывами, внеклассной работой, пронизывать всю жизнь детей моральным содержанием.

По этой причине школа, решающая проблемы образования, должна основываться на рациональной и нравственной жизни человека, должна помогать каждому учащемуся создавать качества своей жизни и приобретать чувство ответственности за поддержание моральных устоев общества. Этому может помочь нравственное развитие, которое неразрывно связано с образовательным процессом и его неотъемлемой частью.

Начальная школа является ценным, принципиально новым этапом в жизни детей: она начинает регулярно обучаться в учебных заведениях, расширяется сфера ее взаимодействия с внешним миром, меняется социальный статус и возрастает потребность в самовыражении.

Когда ребенок входит в школу, он впервые выполняет социально значимую воспитательную работу, направленную на овладение системой научных определений. Все отношения ученика с внешним миром, в семье и вне школы формируются его новой общественной позицией - убеждениями ученика. Преподаватель выступает носителем общепринятых стандартов, правил, критериев оценки и контроля, необходимость которых определяется их социальным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения сотрудничества в сфере образования.

Жизнь современных детей характеризуется недостаточным общением со сверстниками. Игры, совместная работа и работа со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Этот факт существенно усложняет овладение понятием общепринятых нравственных норм и нравственных принципов детей и препятствует развитию коммуникативных навыков и психологической чувствительности.

Сочувствие играет важную роль в духовном и нравственном развитии ребенка - способность человека эмоционально реагировать на чужой опыт. С развитием умственного развития эмпатия становится источником нравственного развития. С возрастом способность детей заботиться о другом меняется с реагирования на физический вред человека на реагирование его чувств, а затем на жизненную ситуацию в целом. Для развития эмпатии у учеников начальной школы очень важно учитывать, что в этом возрасте дети особенно чувствительны к воздействию взрослых. Однако самому учителю необходимо эмоционально реагировать на переживания ребенка, чтобы он мог вовремя помочь.

Через эмпатию можно создать непроизвольную моральную мотивацию. Действия младших школьников часто являются имитацией или вызваны импульсивными внутренними импульсами, поведение часто также импульсивно, противоречиво. Это связано с отсутствием социального опыта и отсутствием формирования сильных волевых качеств личности.

В то же время дети в начальной школе начинают активно развивать свой опыт и пытаются самостоятельно понимать различные жизненные ситуации, но их оценка событий и действий часто носит ситуационный характер. Учитель должен поддержать желание детей понять все и помочь им. Поскольку жизненный опыт детей обогащается знанием моральных стандартов и идей, развивается способность улучшать свое поведение на основе приобретенных знаний о нравственности, а также способность принимать альтернативные решения.

Содержание гуманитарных дисциплин, изучаемых на уроках начального образования, а также специально сфокусированное содержание дисциплин естественно-математического цикла позволяют оптимизировать работу по духовно-нравственному воспитанию студентов. 

Духовно-нравственное развитие личности младших школьника означает, что:

- ребенок находится в сознании; 

- происходит разработка механизмов личного поведения; 

- происходит разработка моральных систем, концепций, основанных на них моральных оценок; 

- происходит появление новых мотивов для действий. 

Это связано с общим процессом социального и психического развития ребенка, с формированием целостной личности. Развитие духовно-нравственной сферы личности учащегося начальной школы - это процесс приобретения нравственного опыта ребенка через развитие нравственных моделей, установленных обществом, разработанных на основе базовых этических концепций.

Анализ выводов психологов, изучавших особенности развития учащихся начальных классов, позволил сделать следующие выводы о том, что проблема духовно-нравственного развития учащихся начальных классов связана с тремя факторами:

1. Переход от знаний об окружающей действительности к изучению целостного представления о мире, основанного на научных знаниях. 

2. Учебная деятельность предполагает командное взаимодействие и сотрудничество в классе. Такое сотрудничество способствует принятию и усвоению моральных норм, которые регулируют отношения учеников друг с другом и с учителем. 

3. Содержание гуманитарных дисциплин, изучаемых на уроках начального образования, а также специально сфокусированное содержание дисциплин естественно-математического цикла позволяют оптимизировать работу по духовно-нравственному воспитанию студентов.