Все мы многократно видели американские фильмы про студенческую жизнь, где учащиеся колледжей и университетов постоянно веселятся, организуют вечеринки или соперничают за лидерство в группе. Однако в действительности все не совсем так. Учеба в США – это не только «тусовки», но и тяжелый труд. Очевидцы, окончившие ВУЗы Америки, рассказали, в чем заключаются основные отличия наших систем образования.
Зачисление на факультет или в университет
В России система образования построена таким образом, что абитуриент уже до поступления должен определиться с будущей специальностью и, соответственно, факультетом ВУЗа. Зачисление происходит на конкретное направление. Студент, который выбрал профессию из сферы IT, уже с самого начала обучения будет изучать основы компьютерных технологий и перейти на факультет юриспруденции не сможет. В теории это возможно, но довольно трудно.
В Америке все наоборот: абитуриенты поступают не на направление подготовки, а просто в университет. Решать, какую профессию выбрать, приходится уже после зачисления. Для этого у студентов есть достаточно времени и помощь научного руководителя. Руководитель является наставником, который отслеживает успеваемость, общается с учащимся и советует выбор учебных курсов.
Американские студенты целых два года осваивают общеобразовательные предметы, а главную специальность выбирают уже перед переводом на третий курс. Кроме этого, они по желанию могут взять дополнительную специальность. Чаще всего оба профиля относятся к одной сфере деятельности.
Такая система имеет свои плюсы:
- есть время определиться с профессией;
- можно на практике посмотреть, какие предметы нравятся больше;
- выбор специальности более осознан.
Таких возможностей у наших студентов нет и им необходимо решать, кем стать в будущем, практически «вслепую», после окончания школы.
Если же российский подросток хочет выбрать американскую систему образования и поступить в ВУЗ в США, ему обязательно придется сдать экзамены на сертификат IELTS или TOEFL. Без этих документов путь в зарубежные учебные заведения закрыт.
Проживание в городе или на кампусе
Отечественные университеты обычно представляют собой комплексы, включающие учебные корпуса и общежитие. Эти здания могут находиться в одном месте, но чаще они разбросаны по городу. Студенты, обучаясь в ВУЗе, много взаимодействуют с городской средой – используют общественный транспорт, питаются в кафе, ходят в клубы и т.д.
В противоположность этому, американские студенты могут вообще не выходить за территорию университета. Они живут, учатся и отдыхают на кампусе, поскольку последний является целым городом в городе. Здесь имеется общежития, лекционные классы, лаборатории, проводятся концерты, выставки и спортивные соревнования. Учащиеся посещают кружки, секции, дополнительные занятия. Тут даже есть свое полицейское отделение.
Такая система не только удобна, но и обходится студентам дешевле. Учащимся не приходится тратить деньги на выход в город. А это особенно актуально, учитывая дороговизну американского образования. Год обучения стоит здесь не меньше 40 тыс. долларов, в отличие от наших 10 тыс. долларов в престижных ВУЗах. А вообще по России цены на учебу составляют в среднем 3 тыс. долларов в год.
Отличия в графике учебы
В России закреплен традиционный график учебы:
- обучение начинается с 1 сентября;
- после Нового года студенты закрывают сессию и уходят на зимние каникулы;
- летом предусмотрено еще 2 месяца отдыха.
Американская система построена по-другому. Различные учебные заведения начинают год по-разному: с августа до середины сентября. Ближе к концу декабря все распускаются на полуторамесячные рождественские каникулы. Потом обучение длится до мая включительно, при этом в некоторых университетах предусмотрен недельный перерыв весной.
Кроме этого, студентам разрешается приступить к учебе не сразу, а постепенно подключаясь к процессу вплоть до весеннего семестра.
Особенности учебного процесса
Все знают любимую поговорку наших учащихся: «от сессии до сессии живут студенты весело». Она возникла не на пустом месте. В России часто можно не появляться на парах, а потом основательно подготовившись к экзаменам, успешно сдать сессию.
В Америке такое не пройдет, поскольку итоговая оценка в большей степени зависит от текущей успеваемости, а не от прохождения экзамена. Кроме этого, промежуточная аттестация проводится и в середине семестра.
Поэтому перейти на следующий курс, не появляясь на занятиях, невозможно. Зато это вполне допускается, если завалил экзамены, ведь они составляют лишь около 30% итоговой оценки.
Это, определенно, имеет свои преимущества. Ведь на итоговых испытаниях любой может переволноваться, и что-нибудь перепутать. Зато постоянная напряженная работа в семестре позволяет преподавателю сделать вывод о действительной подготовке студента.
Учеба по жесткой программе или по индивидуальному плану
В отечественных институтах с первых дней занятий вывешивается общее расписание, включающее определенное количество предметов и ежедневных занятий. Повлиять на это студент не может. Есть небольшая вариативная часть, но она не оказывает существенного влияния на процесс учебы.
Американские студенты сами формируют свое расписание и выбирают интересующие их дисциплины. Это не касается ряда определенных обязательных профильных предметов. В некоторых университетах имеется даже возможность выбрать преподавателя и время занятий. Это очень удобно, поскольку студент может запанировать посещение спортивных секций или кружков и составить график с учетом этого.
Обычно за семестр студент в США осваивает 4-5 дисциплин, в отличие от российского учащегося, которому предстоит пройти более 10 предметов. Поэтому наша система больше ориентирована на подготовку специалистов широкого профиля, в то время как американская – на узкопрофильных специалистов.
Отличия во взаимоотношениях «студент-преподаватель»
Классическая схема проведения лекции в отечественных институтах – это монолог профессора и запись основной информации студентами. Даже на семинарах обычно заметно очень большое дистанцирование между участниками образовательного процесса.
В Америке атмосфера учебы скорее неформальная. Не запрещается, а даже наоборот приветствуется, когда студенты вступают в дискуссии, спорят с преподавателем. Каждый педагог имеет приемные часы, когда любой ученик может прийти и узнать любую интересующую информацию или просто пообщаться.
Ориентация на теорию или на практику
Американские учебные учреждения создают максимально доступные условия для практических изысканий студентов. Учащиеся имеют возможность проводить исследования, пользоваться лабораториями, публиковать статьи. Нередко, такая деятельность финансируется частными компаниями.
Наша система образования тоже в последнее время стремиться уделять больше внимания практике, но пока это получается не у всех. Особенно отстают учебные заведения в регионах. Все-таки, в России преобладает теоретическая направленность обучения.
Разный подход к освоению программы
Отечественные ВУЗы предоставляют студентам довольно много свобод. Главная задача студента – сдать сессию. А для этого не всегда нужно напряженно учиться весь семестр.
Американские учащиеся на протяжении всего периода учебы набирают так называемые Credits – баллы, которые даются за прохождение лабораторных работ, разработку проектов, подготовку домашних заданий. Не набрав нужное количество баллов, студент не сможет получить степень бакалавра. Большинство специальностей предполагают набор 120 – 140 баллов.
Различия в системах оценивания
Наши страны имеют разные системы оценок. В России применяются баллы, а в Америке – буквы. Проходными считаются оценки от A до D. При этом допускаются промежуточные результаты, например, С+ или С-.
Таким образом, имеются существенные отличия в системе высшего образования в России и Америке. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, но совершенно точно, что для получения квалификации и там, и там, придется учиться и прикладывать большие усилия.