Найти тему
Elizaveta Sokolovskaya

Газлайтинг. Анализируем понятие на основе фильма "Газовый свет" (Gaslight)

Сегодня речь пойдет о триллере “Газовый свет” режиссера Джорджа Кьюкора (в английском варианте “Gaslight”), с которого собственно и началось психологическое понятие газлайтинг. Фильм 1944 года, в оборот понятие было введено в 1960-х, то есть термину уже больше полувека.

Обратимся к википедии за определением.

Газла́йтинг — форма психологического насилия и социального паразитизма, главная задача которого — заставить человека мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности через постоянные обесценивающие шутки, обвинения и запугивания. Психологические манипуляции, призванные выставить индивида «дефективным», ненормальным.

По сюжету новоявленный муж молодой героини Полы (ее играет несравненная Ингрид Бергман) жаждет завладеть пропавшими драгоценностями убитой тетушки героини. Для этого он постепенно и методично сводит Полу с ума, заставляя ее сомневаться в своей вменяемости.

Посмотрим на примере этого фильма, как именно действует газлайтер.

1. Первое и самое важное - газлайтер сводит на нет все внешние коммуникации своей жертвы. В доме остаются лишь "грамотно" нанятые слуги - нелюдимая и глуховатая повариха Элизабет и наглая служанка Нэнси. Единственный человек, с кем общается героиня - это он сам. А значит, он единственный человек, который может давать ей обратную связь, а значит контролировать ее.

2. Газлайтер убеждает свою жертву в том, чего нет на самом деле. Пола с легкой подачи мужа начинает верить, что стала забывчивой и в порыве забывчивости теряет и передвигает предметы.

3. Газлайтер убеждает свою жертву в том, что то, что она видит и слышит - этого нет на самом деле. По вечерам Пола слышит странные звуки и замечает, что свет в газовой лампе становится более тусклым. Муж настаивает на том, что героиня это выдумала, что ей лишь кажется. Это же подтверждает повариха (она глуховата, и не может слышать звуков).

4. Резкая смена реакций газлайтера на одну и ту же ситуацию. Когда Пола теряет брошь, подаренную мужем, он сначала транслирует гнев (“Пола, как ты могла!”), а несколько секунд спустя - принятие (“Это всего лишь брошь”). Полярность реакций способствует расшатыванию психики жертвы.

5. Использование шизофренногенных паттернов, то есть двойных посланий. Подобные послания приводят жертву в замешательство, в состояние беспомощности и безысходности, когда при любом раскладе она оказывается неправа, а её действия неправильные. Вспомните, когда в дом к героине заглянула словоохотливая соседка. И как ловко герой обернул желание героини пообщаться против нее же.

6. Газлайтер вызывает в жертве чувство вины и стыда за свое неадекватное поведение. Когда с Полой случается истерика на приеме у леди Делрой, муж дает ей понять, что теперь весь Лондон знает, что она неадекватна. И в наказание оставляет ее поздно вечером в комнате одну. Чувство вины и стыда отбивает желание у жертвы коммуницировать с внешним миром, что газлайтеру на руку.

7. Газлайтер действует по нарастающей, от меньшего к большему, и методично разрушает обратную связь героини. Из адекватной девушки она превращается в эмоционально нестабильного и беспомощного человека с истерическими реакциями и неуверенностью в своей адекватности.

8. При этом сам газлайтер со стороны выглядит как заботливый внимательный человек, действующий из лучших побуждений.

Фильм снят в духе своего времени, классика черно-белого кино с соответствующей музыкой и декорациями. По современным понятиям триллером его можно назвать с натяжкой, однако самое то для изучения и анализа психологических понятий.

Буду очень рада вашим лайкам и комментариям.