Найти тему
ЭКСКУРС TV

Из Казани в Крым на велосипеде. День 12. Как я поверил в людей

Приключения начинаются на закате.

Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками

Моросивший всю ночь дождь к утру только усилился и, судя по всему, не собирался останавливаться. Сворачивать лагерь под дождём - то ещё удовольствие. Всё мокрое, сверху льёт, холодно, небо затянуто тучами и стена дождя стоит такая, что не видно даже Балаковскую АЭС, так чётко вырисовывавшуюся на горизонте прошлым вечером.

Варить завтрак в такой обстановке не хотелось, благо в сотне метров было кафе, в котором я вчера ужинал. Боги путешествий сжалились надо мной и, пока я завтракал, не только остановили дождь, но и отправили в канцелярию приказ высушить дорогу. Ехать было очень комфортно, а через час стало даже жарко.

Первое попавшееся мне по дороге село я проехал насквозь. Им стал Широкий Буерак, и на этом ровная в вертикальной плоскости дорога закончилась. Их, кстати, в Саратовской области два: один Буерак в Вольском, другой - в Саратовском районе.

Вообще, в плане дорог и пейзажей день выдался очень разнообразным и насыщенным. Началось всё с крутого и высокого волжского берега, а продолжилось спустя буквально пару часов широкими равнинами, лугами и полями и долиной реки Терсы. Спуск в долину вышел эпичным и завершился таким же эпичным падением через руль.

Дело в том, что утренний дождь знатно развёз грунтовые дороги. Подсохнуть успел только верхний слой, а вот под ним сырая и скользкая глина. А резина у моего велосипеда совершенно асфальтовая (читай - лысая от природы, почти полуслики). По твёрдым и сухим грунтам катит хорошо, но стоит им чуть-чуть подмокнуть и появится колее...

Слава Богу, в этот раз обошлось без поломок, и всех потерь - одно укатившееся куда-то в траву яблоко. Зато наградой за этот крюк мимо трассы стали местные пейзажи. Природа у нас всё таки фантастическая.

Грунтовка, тем временем, стала всё больше исчезать с местности, при этом продолжая оставаться на карте. В конце концов она превратилась в несколько едва заметных пар следов на краю раскисшего поля, ехать стало почти невозможно. Между полями следы полностью скрывались в траве, шёл буквально на ощупь.

Найдёте дорогу?
Найдёте дорогу?

Венцом этой части пути стал перелесок, а, точнее, перетравок. Навигатор уверенно показывал вперёд, но впереди стоял не то камыш, не то осока высотой в два человеческих роста, сквозь который проходили два узких следа когда-то проехавшего здесь трактора. Стало немного жутко: там что-то шумело, пищало, квакало, шуршало.

Достал нож и вот так с ножом наготове пошёл через эти саратовские "джунгли". Ничего, разумеется, со мной не приключилось, но ощущения были не из приятных. Ты идёшь, полностью спрятанный травой. Она в вплотную подступает к дороге со всех четырёх сторон. Не видно абсолютно ничего, кроме этой высокой травы и кусочка неба над головой.

Дорога вдоль Терсы
Дорога вдоль Терсы

Высокая трава сменилась просторами заболоченной поймы Терсы. В какой-то момент показалось, что придётся форсировать одну из этих многочисленных луж, но нет, Бог миловал. Дорога мимо полей подсолнечника повела меня на мост через Терсу у деревни Талалихино, а оттуда полями и опушкой леса - к деревне Терса.

Где-то у берегов Терсы
Где-то у берегов Терсы
Окрестности Вольска
Окрестности Вольска

Горы и не думали заканчиваться, словно тренируя меня перед крымскими серпантинами. Спуск в Терсу вполне ожидаемо сменился на подъём к посёлку Клёны, возле которого стоял цементный завод компании Хейдельберг. Всё вокруг было укрыто мелкой белой пылью.

Вообще этот край - Клондайк цементной промышленности. Только по пути мне попалось четыре цементных завода, а город Вольск взят ими буквально в заложники. Заводы и мелкая пыль тут везде. А если сверху намочит дождиком, дороги превращаются в мыло.

Вольск в центре местами даже красив!
Вольск в центре местами даже красив!

Подъезд к Вольску с Севера чем-то напомнил выезд из Новороссийска в сторону Геленджика. Точнее, это потом он мне напомнил Вольск. Заводы, промзоны, пыль и безнадёга. Сам Вольск - пыльный и грязный городишко, застрявший где-то в середине 90-х. Убогое благоустройство, музыка со всех сторон, торговля где можно и где нельзя, даже на центральной площади, и никаких перспектив.

Центральная площадь Вольска: поле асфальта и никакого благоустройства
Центральная площадь Вольска: поле асфальта и никакого благоустройства

Как водится, в таких медвежьих углах совершенно неожиданно находятся добрые, интересные и отзывчивые люди. У меня брали телефон, добавлялись в друзья, подписывались на инстаграм. Но город...

Как говорится, оцените прогресс
Как говорится, оцените прогресс

Помните Россию 90-х? Все эти самодельные шалманы, ларьки, уличную торговлю чем попало и где попало? Все эти кривые и косые вывески на фанере, кое-как вырезанные из плёнки буквы (не у всех были деньги на плоттер, а записываться на нарезку нужно было как к кардиологу)? Грязь, мусор, пазики, люди, одетые кое как. Вот вам картина современного Вольска.

Да, был и такой банк.
Да, был и такой банк.

При этом город имеет выход к Волге, вокруг Вольска - потрясающая природа, настоящие горы, а архитектура и в целом инфраструктура будут по круче, чем в Хвалынске. Тут даже железная дорога и вокзал имеются, целых два. Правда, поезда всего два в день: один раз на Саратов, один - на Балаково.

Вольск.
Вольск.

В городе сохранилось много исторической архитектуры, но находится она в крайне убогом состоянии. Да, есть несколько отреставрированных зданий, но на общем фоне запустения они смотрятся даже как-то нелепо. А для провинции тут есть действительно шедевры, и Вольск можно было бы сделать классным туристическим центром. Но вместо этого Вольск сегодня - город-завод с цементной пылью во всех щелях.

Фонтан на пешеходной улице Вольска
Фонтан на пешеходной улице Вольска
Один из храмов Вольска
Один из храмов Вольска
"Реставрация"
"Реставрация"

Дорога дальше выводила меня вверх через Привольск на трассу, но мы же помним, что трассы я не люблю? А не доезжая развязки навигатор предложил альтернативный маршрут через лес! Небольшая заправка кофе на АЗС "ТНК" (не реклама! на этих АЗС сносный кофе и всегда чистый санузел, путешественникам на заметку), сворачиваю с дороги на лесную грунтовку.

Это было началом конца. По началу я ехал в прекрасном настроении по чудесной дороге через лес. Светило солнце, дорога была ровной, шла под уклон и прекрасно просматривалась, воздух был чист и свеж. Но вдруг дорогу мне преградили поваленные с корнем деревья.

Мне бы тогда обратить внимание на несколько ключевых моментов. Во-первых, вечерело. Во-вторых, на состояние самих поваленных стволов - они поросли мхом. А это значит что? Это значит, что свалились они давно, и за это время никто их не убрал. А это, в свою очередь, значит, что дальше будет тоже самое и даже хуже. До самого конца лесной грунтовки, которая по карте через три километра должна была выйти на асфальт.

Тогда я не придал значения ни этим поваленным деревьям, ни лесу вокруг, ни дню, стремительно несущемуся в ночь. Зря. Потому что поваленные деревья не то, чтобы не думали кончаться, их становилась всё больше, а интервалы между ними всё меньше. Скорость моментально упала до 1 км/ч, а потом и вовсе началось самое интересное.

Навигатор показывал вперёд!
Навигатор показывал вперёд!

Бурелом стал сплошным и непролазным. Способ передвижения с верхом сначала поменялся на пешком, а потом и вовсе приходилось для обноса препятствий через лес полностью разбирать поклажу, переносить её по частям, переносить велосипед, собирать поклажу, пройти 100-200 метров и повторять процесс. Тут уже не 1, тут уже 0,2 км/ч!

Всё ещё вперёд!
Всё ещё вперёд!

Смеркалось. Я стал выбиваться из сил. Кинул взгляд вокруг - ну вдруг можно поставить палатку прямо вот тут, в лесу, и не мучиться? Отдохнуть ночь и утром со свежими силами двинуть покорять этот бурелом? Но не тут-то было. Лес был настолько густым, что найти 3 ровных квадратных метра для палатки не было никакой возможности. На обходах поваленных деревьях я в буквальном смысле ломился сквозь молодую поросль.

Навигатор всё ещё показывал вперёд! И нет, это не 100% завал горизонта. Это 100% завал деревьев
Навигатор всё ещё показывал вперёд! И нет, это не 100% завал горизонта. Это 100% завал деревьев

Солнце уже висело над самым горизонтом, стало ощутимо прохладнее, и я понял, что если ночь застанет меня в лесу, то мне негде будет поставить палатку и нечем будет освещать себе дорогу: у стационарного фонаря почти села батарейка, а для динамо-машины скорость была очень маленькой.

В довершении всего при очередном обносе, возвращаясь на дорогу, я... не нашёл дороги! Я едва обнаружил просеку, настолько сильно она заросла. На лес спустились сумерки, появились забытые было за последние две недели комары, а ещё при обносе я наткнулся на едва прикрытый люк, на дне которого, где-то глубоко, журчала вода. Очень не хотелось бы туда навернуться! Да и кабаньи следы вдоль дороги оптимизма не прибавляли.

В душу стал закрадываться первобытный, безотчётный и липкий страх. В тот момент я понял, почему звери ломятся от огня куда попало, лишь бы убежать. Самое дурацкое во всей этой ситуации, что весь лес в поперечнике 10 километров, и я в нём умудрился застрять. Даже не заблудиться - дорога-то вот она, есть на карте! И даже на местности пока ещё прослеживается.

Мысли меня стали посещать совсем безрадостные. Ну хорошо, кое как я тут заночую, без палатки, в одном спальнике, на сухпайке. Не то, чтобы я так сплю каждый день, но прорвёмся. Но завтра с утра на том же сухпайке придётся либо прорываться обратно, через бурелом в гору, либо вперёд к дороге.

В какой-то момент мне настолько захотелось в цивилизацию, что я в сердцах поднял глаза к небу и крикнул" "Ну что Бог, докажи мне, что ты есть! Выведи меня из этого чёртового леса". И что бы вы думали? Доказал и вывел. Через 15 минут, после обноса очередного завала, я вышел на поляну, с одной стороны которой стоял забор с колючей проволокой и горела лампа. Цивилизация! Люди!

Вдоль забора уходила едва заметная тропинка, но после вусмерть заросшей дороги она показалась мне широким шоссе. Оставляю велосипед и отправляюсь на разведку. И о чудо - слышу голоса!

- Люди!
- Ты кто?
- А там дорога есть?
- А ты на машине что-ли?!
- На велосипеде!
- Ты угораешь? Ну ползи сюда, тут бетонка

Стрелой мчусь обратно к велосипеду, и вижу, что на последней сотне метров багаж почти съехал с креплений. Со скоростью 1 сумка в секунду перепаковываюсь, берусь за руль и... не вижу тропинки! Да что это такое-то! И где-то слышу голос:

- Ну ты где там!
- Тропинку потерял!
- Иди на голос!

Наконец в этих зарослях я отыскиваю тропинку и почти бегом иду по ней. Через пять минут понимаю, что этих мест я уже не помню - где-то пропустил поворот. Возвращаюсь, отыскиваю нужную развилку, ещё пять минут по чаще, и оказываюсь в руках пожарных, которые несли охрану сверхскретного сверхзакрытого объекта, о котором, как водится, поисковики типа Гугла и Яндекса вместе со всезнайкой Викимапией знают всё и даже немного больше.

Советский период истории Шихан и Вольска тесно связан с институтом ГИТОС (Государственный институт технологий органического синтеза), занимавшимся в то время разработкой химического оружия. Сейчас здесь уже никто ничего не производит, а утилизирует, поэтому надобность в пожарной охране объекта не отпала.

Пожарные, служившие в этой спецчасти, разумеется, решили меня спросить, откуда я такой взялся и как сюда попал. Когда они услышали, откуда я (из Казани) и, главное, куда еду (в Крым), они мягко говоря, были очень удивлены. За разговорами на плацу время пробежало очень быстро и вокруг окончательно стемнело.

Сначала мне было предложено разложить палатку на газоне возле караулки, а потом меня и вовсе разместили в спортзале части на матах, накормили ужином, напоили горячим чаем и долго слушали мои рассказы и истории об этом путешествии и обо всех предыдущих.

Заснул я не сразу. Лёг в 10, и до часу ночи ворочался с боку на бок: всё перед глазами стояли картинки этого бурелома на лесной дороги. А тут ещё деревья под ветром в окна бились... Пока что это был самый насыщенный приключениями день за всю поездку. На следующий день я планировал совершить более чем стокилометровый бросок до Саратова. Но как вы уже поняли, где я, а где планы!

Участок: Богородское - Шиханы-1
Расстояние за день: 58 км.
Расстояние итого: 741 км.
Из них:
Велосипед: 716 км
Паром: 2 км
Пешком: 7 км.
Трамвай: 16 км.
Реки: Терса, Артаниха, Малыковка

Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб

Путешествие из Казани в Крым на велосипеде:

День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар в Ульяновске | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском