Приключения начинаются на закате.
Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками
Моросивший всю ночь дождь к утру только усилился и, судя по всему, не собирался останавливаться. Сворачивать лагерь под дождём - то ещё удовольствие. Всё мокрое, сверху льёт, холодно, небо затянуто тучами и стена дождя стоит такая, что не видно даже Балаковскую АЭС, так чётко вырисовывавшуюся на горизонте прошлым вечером.
Варить завтрак в такой обстановке не хотелось, благо в сотне метров было кафе, в котором я вчера ужинал. Боги путешествий сжалились надо мной и, пока я завтракал, не только остановили дождь, но и отправили в канцелярию приказ высушить дорогу. Ехать было очень комфортно, а через час стало даже жарко.
Первое попавшееся мне по дороге село я проехал насквозь. Им стал Широкий Буерак, и на этом ровная в вертикальной плоскости дорога закончилась. Их, кстати, в Саратовской области два: один Буерак в Вольском, другой - в Саратовском районе.
Вообще, в плане дорог и пейзажей день выдался очень разнообразным и насыщенным. Началось всё с крутого и высокого волжского берега, а продолжилось спустя буквально пару часов широкими равнинами, лугами и полями и долиной реки Терсы. Спуск в долину вышел эпичным и завершился таким же эпичным падением через руль.
Дело в том, что утренний дождь знатно развёз грунтовые дороги. Подсохнуть успел только верхний слой, а вот под ним сырая и скользкая глина. А резина у моего велосипеда совершенно асфальтовая (читай - лысая от природы, почти полуслики). По твёрдым и сухим грунтам катит хорошо, но стоит им чуть-чуть подмокнуть и появится колее...
Слава Богу, в этот раз обошлось без поломок, и всех потерь - одно укатившееся куда-то в траву яблоко. Зато наградой за этот крюк мимо трассы стали местные пейзажи. Природа у нас всё таки фантастическая.
Грунтовка, тем временем, стала всё больше исчезать с местности, при этом продолжая оставаться на карте. В конце концов она превратилась в несколько едва заметных пар следов на краю раскисшего поля, ехать стало почти невозможно. Между полями следы полностью скрывались в траве, шёл буквально на ощупь.
Венцом этой части пути стал перелесок, а, точнее, перетравок. Навигатор уверенно показывал вперёд, но впереди стоял не то камыш, не то осока высотой в два человеческих роста, сквозь который проходили два узких следа когда-то проехавшего здесь трактора. Стало немного жутко: там что-то шумело, пищало, квакало, шуршало.
Достал нож и вот так с ножом наготове пошёл через эти саратовские "джунгли". Ничего, разумеется, со мной не приключилось, но ощущения были не из приятных. Ты идёшь, полностью спрятанный травой. Она в вплотную подступает к дороге со всех четырёх сторон. Не видно абсолютно ничего, кроме этой высокой травы и кусочка неба над головой.
Высокая трава сменилась просторами заболоченной поймы Терсы. В какой-то момент показалось, что придётся форсировать одну из этих многочисленных луж, но нет, Бог миловал. Дорога мимо полей подсолнечника повела меня на мост через Терсу у деревни Талалихино, а оттуда полями и опушкой леса - к деревне Терса.
Горы и не думали заканчиваться, словно тренируя меня перед крымскими серпантинами. Спуск в Терсу вполне ожидаемо сменился на подъём к посёлку Клёны, возле которого стоял цементный завод компании Хейдельберг. Всё вокруг было укрыто мелкой белой пылью.
Вообще этот край - Клондайк цементной промышленности. Только по пути мне попалось четыре цементных завода, а город Вольск взят ими буквально в заложники. Заводы и мелкая пыль тут везде. А если сверху намочит дождиком, дороги превращаются в мыло.
Подъезд к Вольску с Севера чем-то напомнил выезд из Новороссийска в сторону Геленджика. Точнее, это потом он мне напомнил Вольск. Заводы, промзоны, пыль и безнадёга. Сам Вольск - пыльный и грязный городишко, застрявший где-то в середине 90-х. Убогое благоустройство, музыка со всех сторон, торговля где можно и где нельзя, даже на центральной площади, и никаких перспектив.
Как водится, в таких медвежьих углах совершенно неожиданно находятся добрые, интересные и отзывчивые люди. У меня брали телефон, добавлялись в друзья, подписывались на инстаграм. Но город...
Помните Россию 90-х? Все эти самодельные шалманы, ларьки, уличную торговлю чем попало и где попало? Все эти кривые и косые вывески на фанере, кое-как вырезанные из плёнки буквы (не у всех были деньги на плоттер, а записываться на нарезку нужно было как к кардиологу)? Грязь, мусор, пазики, люди, одетые кое как. Вот вам картина современного Вольска.
При этом город имеет выход к Волге, вокруг Вольска - потрясающая природа, настоящие горы, а архитектура и в целом инфраструктура будут по круче, чем в Хвалынске. Тут даже железная дорога и вокзал имеются, целых два. Правда, поезда всего два в день: один раз на Саратов, один - на Балаково.
В городе сохранилось много исторической архитектуры, но находится она в крайне убогом состоянии. Да, есть несколько отреставрированных зданий, но на общем фоне запустения они смотрятся даже как-то нелепо. А для провинции тут есть действительно шедевры, и Вольск можно было бы сделать классным туристическим центром. Но вместо этого Вольск сегодня - город-завод с цементной пылью во всех щелях.
Дорога дальше выводила меня вверх через Привольск на трассу, но мы же помним, что трассы я не люблю? А не доезжая развязки навигатор предложил альтернативный маршрут через лес! Небольшая заправка кофе на АЗС "ТНК" (не реклама! на этих АЗС сносный кофе и всегда чистый санузел, путешественникам на заметку), сворачиваю с дороги на лесную грунтовку.
Это было началом конца. По началу я ехал в прекрасном настроении по чудесной дороге через лес. Светило солнце, дорога была ровной, шла под уклон и прекрасно просматривалась, воздух был чист и свеж. Но вдруг дорогу мне преградили поваленные с корнем деревья.
Мне бы тогда обратить внимание на несколько ключевых моментов. Во-первых, вечерело. Во-вторых, на состояние самих поваленных стволов - они поросли мхом. А это значит что? Это значит, что свалились они давно, и за это время никто их не убрал. А это, в свою очередь, значит, что дальше будет тоже самое и даже хуже. До самого конца лесной грунтовки, которая по карте через три километра должна была выйти на асфальт.
Тогда я не придал значения ни этим поваленным деревьям, ни лесу вокруг, ни дню, стремительно несущемуся в ночь. Зря. Потому что поваленные деревья не то, чтобы не думали кончаться, их становилась всё больше, а интервалы между ними всё меньше. Скорость моментально упала до 1 км/ч, а потом и вовсе началось самое интересное.
Бурелом стал сплошным и непролазным. Способ передвижения с верхом сначала поменялся на пешком, а потом и вовсе приходилось для обноса препятствий через лес полностью разбирать поклажу, переносить её по частям, переносить велосипед, собирать поклажу, пройти 100-200 метров и повторять процесс. Тут уже не 1, тут уже 0,2 км/ч!
Смеркалось. Я стал выбиваться из сил. Кинул взгляд вокруг - ну вдруг можно поставить палатку прямо вот тут, в лесу, и не мучиться? Отдохнуть ночь и утром со свежими силами двинуть покорять этот бурелом? Но не тут-то было. Лес был настолько густым, что найти 3 ровных квадратных метра для палатки не было никакой возможности. На обходах поваленных деревьях я в буквальном смысле ломился сквозь молодую поросль.
Солнце уже висело над самым горизонтом, стало ощутимо прохладнее, и я понял, что если ночь застанет меня в лесу, то мне негде будет поставить палатку и нечем будет освещать себе дорогу: у стационарного фонаря почти села батарейка, а для динамо-машины скорость была очень маленькой.
В довершении всего при очередном обносе, возвращаясь на дорогу, я... не нашёл дороги! Я едва обнаружил просеку, настолько сильно она заросла. На лес спустились сумерки, появились забытые было за последние две недели комары, а ещё при обносе я наткнулся на едва прикрытый люк, на дне которого, где-то глубоко, журчала вода. Очень не хотелось бы туда навернуться! Да и кабаньи следы вдоль дороги оптимизма не прибавляли.
В душу стал закрадываться первобытный, безотчётный и липкий страх. В тот момент я понял, почему звери ломятся от огня куда попало, лишь бы убежать. Самое дурацкое во всей этой ситуации, что весь лес в поперечнике 10 километров, и я в нём умудрился застрять. Даже не заблудиться - дорога-то вот она, есть на карте! И даже на местности пока ещё прослеживается.
Мысли меня стали посещать совсем безрадостные. Ну хорошо, кое как я тут заночую, без палатки, в одном спальнике, на сухпайке. Не то, чтобы я так сплю каждый день, но прорвёмся. Но завтра с утра на том же сухпайке придётся либо прорываться обратно, через бурелом в гору, либо вперёд к дороге.
В какой-то момент мне настолько захотелось в цивилизацию, что я в сердцах поднял глаза к небу и крикнул" "Ну что Бог, докажи мне, что ты есть! Выведи меня из этого чёртового леса". И что бы вы думали? Доказал и вывел. Через 15 минут, после обноса очередного завала, я вышел на поляну, с одной стороны которой стоял забор с колючей проволокой и горела лампа. Цивилизация! Люди!
Вдоль забора уходила едва заметная тропинка, но после вусмерть заросшей дороги она показалась мне широким шоссе. Оставляю велосипед и отправляюсь на разведку. И о чудо - слышу голоса!
- Люди!
- Ты кто?
- А там дорога есть?
- А ты на машине что-ли?!
- На велосипеде!
- Ты угораешь? Ну ползи сюда, тут бетонка
Стрелой мчусь обратно к велосипеду, и вижу, что на последней сотне метров багаж почти съехал с креплений. Со скоростью 1 сумка в секунду перепаковываюсь, берусь за руль и... не вижу тропинки! Да что это такое-то! И где-то слышу голос:
- Ну ты где там!
- Тропинку потерял!
- Иди на голос!
Наконец в этих зарослях я отыскиваю тропинку и почти бегом иду по ней. Через пять минут понимаю, что этих мест я уже не помню - где-то пропустил поворот. Возвращаюсь, отыскиваю нужную развилку, ещё пять минут по чаще, и оказываюсь в руках пожарных, которые несли охрану сверхскретного сверхзакрытого объекта, о котором, как водится, поисковики типа Гугла и Яндекса вместе со всезнайкой Викимапией знают всё и даже немного больше.
Советский период истории Шихан и Вольска тесно связан с институтом ГИТОС (Государственный институт технологий органического синтеза), занимавшимся в то время разработкой химического оружия. Сейчас здесь уже никто ничего не производит, а утилизирует, поэтому надобность в пожарной охране объекта не отпала.
Пожарные, служившие в этой спецчасти, разумеется, решили меня спросить, откуда я такой взялся и как сюда попал. Когда они услышали, откуда я (из Казани) и, главное, куда еду (в Крым), они мягко говоря, были очень удивлены. За разговорами на плацу время пробежало очень быстро и вокруг окончательно стемнело.
Сначала мне было предложено разложить палатку на газоне возле караулки, а потом меня и вовсе разместили в спортзале части на матах, накормили ужином, напоили горячим чаем и долго слушали мои рассказы и истории об этом путешествии и обо всех предыдущих.
Заснул я не сразу. Лёг в 10, и до часу ночи ворочался с боку на бок: всё перед глазами стояли картинки этого бурелома на лесной дороги. А тут ещё деревья под ветром в окна бились... Пока что это был самый насыщенный приключениями день за всю поездку. На следующий день я планировал совершить более чем стокилометровый бросок до Саратова. Но как вы уже поняли, где я, а где планы!
Участок: Богородское - Шиханы-1
Расстояние за день: 58 км.
Расстояние итого: 741 км.
Из них:
Велосипед: 716 км
Паром: 2 км
Пешком: 7 км.
Трамвай: 16 км.
Реки: Терса, Артаниха, Малыковка
Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб
Путешествие из Казани в Крым на велосипеде:
День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар в Ульяновске | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском