Найти в Дзене
Марсель Македонский

Почему толерантность в кино - это хорошо

Оглавление

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Еще недавно толерантность в кино и сериалах встречалась нечасто. Я говорю про героев нетрадиционной ориентации, про тех, у кого политкорретный цвет кожи/разрез глаз. Сейчас же Американская киноакадемия обязала всех претендентов на "оскар" выполнять целый пул толерантных требований. А Берлинский кинофестиваль отказался от деления на мужское и женское - теперь будет вручаться премия за лучшую роль и второплановую роль. И все-таки нововведения - это хорошо. Сейчас объясню, почему.

В - значит Вачовски
В - значит Вачовски

Грядет революция

Если мы обратимся к истории, увидим множество переворотов внутри индустрии. Так в 60-е годы мира накрыло "Новой волной". Именно мир, а не только Францию. Просто везде это называлось по-разному. В Британской культуре началась "Рассерженная молодежь", в Италии пришли модернисты, в стране восходящего Солнца - "Новое японское кино", в Америке - эпоха "Нового Голливуда". Тогда режиссеры рушили каноны, отвергали устои и снимали кино по-другому. Они не знали, как надо, но точно знали, как не надо. В результате сейчас у нас целая россыпь шедевров.

Да, впоследствии какие-то движения утихли, какие-то преобразились и т.д. Но так бывает с последствиями каждой революции. Тот же "Новый Голливуд" начинался очень бодро и бойко - Коппола и Аллен, Скорсезе и Олтмен. Творческая свобода, спорные темы, эксперименты с киноязыком. А чем все закончилось? Тем, что студии снова начали ограничивать режиссеров в свободе.

До сегодняшнего дня кино делилось на искусство и продукт. В скором времени будет другое деление: для зрителей и для премий. Одни фильмы будут получать "оскары", а другие - окупаться в прокате и расходиться на цитаты. И если нововведения только подтолкнут эти изменения, что же, это здорово!

Ограничения заставляют мозг работать

Андрей Тарковский вспоминал, что когда работал в СССР, ему приходилось пролезать через запредельную цензуру, чтобы снимать кино. Мозг режиссера работал на 200%, чтобы найти обходной путь и все-таки донести до зрители свои мысли. Получались шедевры, которые до сих пор изучают в киношколах мира. Зато когда он отправился снимать в Европу, и ему предоставили полную свободу действий... "Невозможно работать", - писал он потом в своих мемуарах. Хотя Тарковский остался Тарковским - что "Жертвоприношение", что "Ностальгия" получились тоже шедевральными.

Этот пример яркий, но далеко не единственный. Рано или поздно появятся фильмы, создатели которых найдут лазейки и предоставят на "Оскар" картины, которые номинально будут соответствовать требованиям, а на деле будут вообще про другое.

Стриминг-сервисы

Не стоит забывать и про потоковые видеосервисы (Netflix, Amazon, Disney+, Hulu и т.д.), которые стремительно наращивают обороты. Причем в производстве как сериалов, так и полнометражных лент. И они будут сражаться за зрителя, потому что именно он - их главный спонсор.

Что до крупных киностудий, им придется сделать выбор: снимать для большинства или для меньшинств. И смотреть на сборы - как ни крути, мы живем в капиталистическом мире. Чем чаще фильмы с "повесточкой" будут проваливаться в прокате, тем скорее боссы киностудий пересмотрят свою политику. Надеюсь.

Вместо итога

Киномиру, каким мы его знали, приходит конец. И нововведения только подстегивают его к перевороту.

П.С. для протокола. Я не против ЛГБT-темы в кино (например, лесбийская драма с Одри Хепберн "Детский час" - один из моих любимых фильмов), я нормально отношусь к любой расе (бесконечно восхищаюсь тем, что творит на экране Дэнзел Вашингтон или какие фильмы снимает Такеши Китано). Но я за искусство, а не за навязывание!

Спасибо, что прочитали.