В книге "дилеммы основателя" Ноам Вассерман – в то время профессор Гарвардской школы бизнеса-изучил 10 000 стартапов в области технологий и естественных наук, из которых 40% были основаны друзьями. Его исследование, опубликованное в 2012 году, показало, что компании с друзьями-основателями были менее склонны к работе и каждая социальная связь в команде основателей увеличивала вероятность краха компании на 30%.
Вассерман, ныне декан Школы Бизнеса Университета ешивы Си Саймс, говорит, что, когда люди начинают компанию, может быть очень приятно иметь знакомое лицо рядом с собой. Но основывать компанию с друзьями-это как играть с огнем: "это может либо создать более сильную команду и отношения, либо взорвать команду и отношения.”
Его исследование показало, что наиболее стабильной структурой для создания компании является, по сути, группа незнакомых людей, а не коллеги, семья или друзья (хотя коллеги создали более стабильную структуру, чем друзья). Это потому, что у незнакомцев меньше ожиданий друг от друга, нет никакого беспокойства о том, чтобы поставить под угрозу дружбу, когда речь заходит об ошибках или проблемах.
Компании, созданные друзьями, говорит он, чаще терпят неудачу по взаимозависимым причинам, связанным с тем, что люди слишком самоуверенны и недостаточно подготовлены. “Когда мы начинаем с друзьями, мы уверены, что наша команда будет более сильной ”, - говорит Вассерман. Тем не менее друзья часто не имеют никакого профессионального опыта. "Мы предполагаем, что знаем друг друга, но вы когда-нибудь видели своего лучшего друга в контексте работы и знаете, как он там действует?- комментирует Вассерман.
Если что-то идет не так, обсуждение сложных тем может быть трудным. Вассерман объясняет, что общая проблема среди друзей - это склонность уклоняться от необходимых, наполненных напряжением разговоров из страха испортить их отношения. Но это может иметь ужасные последствия “ поскольку мы избегаем обсуждения этого плохого сценария и того, как мы могли бы его избежать, мы увеличиваем вероятность того, что он произойдет.”
Несмотря на эти трудности, Габриэль Адамс, социальный психолог из Университета Вирджинии и эксперт по межличностной динамике, считает, что вступление в бизнес с кем-то, кого вы уже хорошо знаете, имеет свои преимущества. "Хорошие друзья знают, как справиться с конфликтом, - добавляет она, - и знакомство может означать, что не требуется так много времени, чтобы понять нюансы общения, такие как то, как общаться или что определенные реакции могут означать (или не означать). Она говорит, что успешные соучредители, которые также являются друзьями, имеют две основные общие черты: “у них есть надежный, открытый канал коммуникации и общие, четко согласованные приоритеты.”
На самом деле, эта связь может быть тем, что держит вас в трудные времена. Исследователи из Лондонской бизнес-школы Cass и Уортонской школы Пенсильванского университета изучили, как дружба между учредителями влияет на поведение, когда финансы стартапа начинают страдать. Они обнаружили, что стартапы, созданные людьми с сильной дружбой, с большей вероятностью сохранятся, в сложные времена, основатели увеличили свои финансовые обязательства, а не прекратили их. Их исследования показали, что дружба может способствовать развитию предпринимательской надежды в условиях неопределенности (хотя они не стали выяснять, привела ли эта надежда в конечном счете к успеху).
Если резюмировать всё вышесказанное можно понять, что нельзя точно сказать, что дружба приведёт к краху предприятия. Главное это быть открытыми перед друзьями, не избегать щепетильных тем и не бояться сказать правду, которая может кого то обидеть. Ком проблем рано или поздно настигнет всех, поэтому лучше их решать по мере поступления, а не копить.
Подписывайтесь!
Не забывайте, что у нас есть паблик в ВК