Фильмы Балабанова — "Брат" и "Брат 2" безусловно можно назвать одними из самых популярных фильмов российского кинематографа. Я сам смотрел их уже бесчисленное количество раз. Например, в 10 лет мне больше нравилась вторая часть, возможно потому, что там показывали Нью-Йорк.
В 16 лет уже первая часть. Но посмотрев после 20, мне эти фильмы настолько стали отвратительны, что если и пересматриваю их, то только из-за ностальгии. Давайте же разберемся, что плохого в этих фильмах и почему Данила Багров отрицательный персонаж.
Детство
Начнем с того, что Данила и Виктор выросли, грубо говоря, в неблагополучной семье - отец, видимо, был вором или каким-нибудь авторитетом, который закончил свою "непутевую жизнь" в тюрьме. Отца младшему брату заменил его старший, у которого кстати психика тоже пострадала и после он пошел по тем же стопам. Мать — довольно властная женщина и судя по её выходкам как в первом фильме, так и во втором, она тот еще манипулятор. Давила на своих сыновей слезами и угрожала своей скорой смертью. Можно предположить, что так она делала и когда дети были маленькими. Ведь своего она добивалась. Токсичная мать.
И вот Данила уже со сломанной психикой попадает на срочную службу в Чечню, где крыша его окончательно съезжает. Но так как служба засекречена, почему знает только главный герой, он всем говорит, что просидел в штабе "писарем". В это могли поверить только наивные женщины типа Светы и Ирины Салтыковой, которым было собственно все равно, где, главное, что был рядом МУЖИК!
После службы
После демобилизации, Данилу встречают бандитские 90-е, в которых вовсю участвует его старший брат. Ну, как я и говорил, пошел по стопам отца. По возвращении домой Данила избивает режиссера, который снимает фильм. Сложилось такое впечатление в этом фрагменте, что Багров как ёжик, вышедший из тумана, не зная обычной жизни и ведь так оно и есть. После такой срочной службы нужно вновь приходить в себя.
Питер
Никто не знает, как могла бы сложиться жизнь Данилы дальше, если бы не помощь Виктору в одном деле. Но с каждым новым заданием Данилу все больше и больше втягивало в бандитские сети, а если мы вспомним, что у него изначально с психикой не в порядке, то это вполне объясняет его дальнейшие стрельбы в невинных людей, например, мужа Светы. В "голове его опилки" — это беда! Он не знает, как вести себя вне армии.
Его интересы — это неоправданная справедливость, которая решается исключительно выбором перед жизнью и смертью. В свободное от убийств время, Данила слушает Наутилуса, так сказать культурно просвещается, однако это просвещение ему ничего не дает. Кстати, наш герой расист! Начиная от сцены в трамвае, квартирник и угроза американцам, до нелюбви к евреям, хотя в его случае ему даже не важна какая национальность, если человек не русский — это его потенциальный враг.
— Че ты к нему пристал? Он француз вообще.
— Да, какая разница?
Когда его спрашивают, в чем разница кто какой? Его мозг не может выдать какой-либо конструктивной информации. Даже в то время люди не понимали, что в каждой нации есть свой "урод", который портит общее впечатление.
С горя пополам, после всех выполненных заданий, Данила решает отправиться в Москву, где у зрителя появляется надежда, что там он станет другим человеком, более добрым что ли, а также толерантным. Но... Всё оказалось намного хуже.
Москва, 1999 год.
В начале второго фильма Данила попадает во всем известное Останкино, где встречает на тот момент самых популярных ведущих и певцов. Нам в очередной раз показывают, что кроме своего Наутилуса главный герой ничего не слышал и не видел. Не узнать Салтыкову, которая в то время гремела из каждого утюга со своими "глазками" или "солнечным другом", это надо быть в танке. Он решил исправить это, изучив её биографию у неё дома.
В фильме есть такой фрагмент, когда Данила говорит Ирине, что
... такую музыку на войне не слушают.
Салтыкова, пытаясь открыть ему глаза, отвечает:
На какой войне, дружок? Здесь мир, здесь другие законы.
Но герой ничего толкового не отвечает и вновь уходит, продолжая мозгом жить в прошлом.
Нью-Йорк
Ну, а дальше все по накатанной — Данила получает задание, чтобы вновь восстановить "справедливость". Вернуть деньги, которые американцы украли у русского хоккеиста. И дальше фильм превращается в чистую пропаганду, что русские — это супер, а все остальные, в частности американцы — никто и к тому же "тупые". Но ведь именно во второй части, в Нью-Йорке Данила превращается в настоящее быдло (как его брат), и бездушную машину, которая сметает всех на своем пути, причем без разбора.
Мне кажется, что эти сцены с убийствами в клубе делались только ради эффектного кадра, иначе я просто не могу объяснить, почему столько невинных людей было убито. За месть брата русского друга? Что за идиотизм? Даже Терминатор умел анализировать и спрашивал Джона "Почему вы плачите? (люди)". А тут действительно — бездушная машина.
Брат Виктор, отупевший от большого количества денег и ослепший от американской свободы, начинает вести себя как неандерталец, который только вышел из леса к цивилизации. Он не готов принять тот факт, что в другой стране существуют свои законы и порядки, и кто они такие, чтобы русский подстраивался под эти правила? Да никогда! Правильно, лучше избить полицейского и обокрасть. Что делает Данила? По-хамски относится к телеведущей, врываясь с русской проституткой посреди ночи в квартиру, в наглую брать еду, пить вино, и звонить по телефону.
Этот диалог говорит сам за себя:
— Вы гангстеры?
— Нет, мы русские!
Быдло-поведение остается до конца фильма: показ среднего пальца Дашей в аэропорту во время регистрации и подношение водочки во время набора высоты. За такое надо было сразу скрутить в аэропорту и в камеру до выяснения обстоятельств.
Что можно сказать о фильмах в целом? Если первая часть еще как-то олицетворяет дух 90-х и отношение между людьми в своей стране, ему можно верить, то второй фильм — это чистый расизм, политика, быдлячество и неуважение к законам других стран. Слово толерантность тут не имеет никакого значения. Его могут смотреть люди взрослые, но детям я бы категорически запрещал просмотр. И конечно же, брать пример с Данилы нельзя.