Он был мужчиной-мечтой для миллиона женщин. «Король трагедии», как называли Дилипа Кумара, часто играл серьезные трагические роли, пропитанные меланхолией и тоской.
«Если бы Шекспир встретил Дилипа Кумара, он бы добавил еще одного персонажа к уже созданным им», — однажды сказал режиссер В. Шантарам. Эти двое, хотя и разделены столетиями и континентами, имели необъяснимую связь.
Никто не мог выражать отчаяние и потерю так, как чувственно и поэтично это делал Дилип. Его экранные пары с героинями прошлых лет изобилуют редкими нюансами.
Те актрисы, кто не смог с ним сыграть, в том числе Аша Парекх и Мала Синха, до сих пор сожалеют, что упустили свой шанс. Сегодня, дорогие читатели, мне хочется вспомнить самые запоминающиеся экранные романы Дилипа Кумара.
Дилип Кумар и Наргис
В драме «Мела / Mela» (1948) они сыграли возлюбленных детства, разлученных обстоятельствами. «Репутация / Andaz» (1949) Мехбуба Кхана был о любовном треугольнике (Наргис-Дилип-Радж) — ода безответной любви.
«Отчий дом / Babul» (1950) — еще одна мелодрама недоразумений и несчастий, а в «Джоган / Jogan» (1950) Дилип играет атеиста, который влюбляется в аскетичную Наргис. Пропасть, созданная между ними верой или ее отсутствием, еще раз подтвердила, что любовь — самое возвышенное чувство. В большинстве сцен они даже не переглянулись, но их тоска была ощутимой.
«Встреча / Deedar» (1951), в котором также снялась Нимми, была еще одним рассказом о безответной любви. Естественно, когда Дилипу предложили «Мать Индия» в паре с Наргис, он отказался.
«Роль, которую предложил мне господин Мехбуб Кхан, была ролью сына Наргис… После всех наших романтических ролей, которые мы сыграли в более ранних фильмах, это был бы неуместный кастинг», — пишет Дилип Кумар в своей автобиографии.
Их песни «Mat ja jogi» (Джоган), «Tu kahe agar» (Репутация), «Bachpan ke din bhoolana na dena» (Встреча) и «Chhod babul ka ghar» (Отчий дом) остаются классикой золотой эпохи Болливуда.
Дилип Кумар и Мадхубала
Они были созданы из мечты и погибели. Мадхубала встретила Дилипа на съемках проекта «Тарана / Tarana» (1951). Позже они работали в драмах «Бессердечный / Sangdil» (1952), «Амар / Amar» (1954) и «Великий могол / Mughal-E-Azam» (1960). И между ними вспыхнула любовь.
Отец Мадхубалы Атаулла Кхан, как утверждает Дилип в своей книге, был не против их союза.
Фактически, у отца были планы открыть студию, где он мог бы снимать фильмы с ними, но Дилип не одобрял эту очевидную коммерциализацию своего искусства.
Отец Мадхубалы, пишет актёр, был «весьма груб и самонадеян».
Позже Мадхубала отказалась от съемок в фильме «Новый век / Naya Daur» (1957), что привело к судебному разбирательству, в котором Дилип выступил в защиту продюсера Б.Р.Чопры.
Ее обида была настолько глубокой, что даже признание актера ей в любви в переполненном зале суда не спасло пару от расставания.
В «Великом моголе» (1960) разлученные влюбленные продолжали работать как профессионалы, даже не разговаривая друг с другом.
В то время болезнь сердца Мадхубалы обострилась, но ничто не могло поколебать ее желание сыграть роль обреченной Анаркали.
Фильм стал некрологом их трагической любви.
- Подробнее об истории их любви читайте в статье: Печальная судьба Мадхубалы, чей взлёт и падение сравнивают с жизнью Мэрилин Монро
Дилип Кумар и Сайра Бану
Изначально Дилип отказался объединиться с Сайрой в пару, посчитав ее слишком молоденькой (у них была разница в возрасте 22 года). Но 23 августа 1966 года увидел девушку в ее день рождения, и влюбился.
«Я до сих пор помню… Сайра, стоявшая в фойе своего дома, выглядела потрясающе красивой в парчовом сари… Она действительно стала полноценной женщиной и на самом деле была красивее, чем я думал», — рассказывает он в своей книге.
Сайре было 22, а Дилипу 44, когда в том же 1966 году они решили пожениться.
После свадьбы они вместе сыграли в фильмах «Гопи / Gopi» (1970), «Sagina» (1974) и «Судьбы не избежать / Bairaag» (1976).
Их сказочный брак пережил много проблем. В начале 1980-х Дилип взял вторую жену, и Сайра была морально опустошена. Ее мать, актриса Насим Бану, убеждала дочь держаться.
«Моя мать сказала: «Когда ты болела, он заботился о тебе. В жизни много всего происходит. Но Юсуф (настоящее имя Дилипа) любит тебя», — вспоминала Сайра о том, как попрощалась с прошлым.
Сайра также поделилась, что чувствует себя счастливой, когда сегодня Дилип говорит: «Такую заботу, которой ты меня окутала, я не получал даже от родной матери».
«Я живу, чтобы любить его», — признается Сайра.
Дилип Кумар и Вахида Рехман
Она была инь его янь.
В 1960-х Вахида Рехман и Дилип Кумар снялись в таких памятных картинах, как «Человек / Aadmi», «Страдания взамен отданного сердца / Dil Diya Dard Liya» и «Рам и Шьям / Ram Aur Shyam».
Последний был чисто развлекательным проектом, а вот первые два — весьма проникновенные, сотканные из ниточек любви и ненависти.
«Страдания взамен отданного сердца» — индийская адаптация знаменитого романа Эмили Бронте «Грозовой перевал», а «Человек» — хоть и являлся ремейком южного фильма, но в нем явно прослеживается Достоевская запутанность.
Ходили слухи, что у Дилипа и Вахиды был любовный роман, но продолжения их отношения не получили.
Десятилетия спустя пара сыграла в «Факеле / Mashaal» (1984), в котором Дилип вновь подтвердил свое мастерство как человека, способного к глубокой любви.
Дилип Кумар и Виджаянтимала
Дилип Кумар снялся с Виджаянтималой в семи фильмах —
«Девдас / Devdas» (1955),
«Новый век / Naya Daur» (1957),
«Мадхумати / Madhumati» (1958),
«Призыв / Paigham» (1959),
«Ганга и Джамна / Gunga Jumna» (1961),
«Заговор / Leader» (1964)
«Революция / Sunghursh» (1968).
Их пары Девдас-Чандрамукхи (Девдас), Ананд-Мадхумати (Мадхумати) и Гунгарам-Дханно (Ганга и Джамна) стали синонимами эпических романсов. А экранная химия привела к слухам о закулисном романе, отрицаемом обоими.
Вскоре между ними произошла ссора из-за очевидной близости Виджаянтималы с соперником Дилипа — Раджем Капуром.
«Съемочные даты «Заговора» совпали с «Сангамом». Это было профессиональное соперничество. Я попала под перекрестный огонь», — написала Виджаянти в своей биографии.
На самом деле, их напряженные отношения во время создания «Заговора» не давали покоя СМИ.
Виджаянтимала, которая снималась для «Рама и Шьяма» (1967) около восьми дней, вскоре был заменена Вахидой Рехман. Говорят, что Дилип и Виджаянтимала даже спустя годы не разговаривали друг с другом.
«Такие вещи случаются. Все разногласия лучше забывать. Сейчас я помню только прекрасные времена, когда мы работали вместе», — сказала актриса в интервью Filmfare.
Дилип Кумар и Мина Кумари
Но в фильмах «Азад / Azaad» (1955) и «Кохинур / Kohinoor» (1960) у них очень веселые роли. Учитывая обилие трагических ролей, Дилипу в то время посоветовали переключиться на что-нибудь беззаботное.
В свой книге Дилип написал: «Мне нравилось снимать «Кохинор» во многом благодаря духу товарищества, которое появилось между мной и Миной после «Азада». Мы, известные своей сильной увлечённостью эмоциональной драмой, собрались вместе еще раз, чтобы поработать над беззаботным проектом».
Они также вместе играли в «Тропе / Foot Path» (1953) и «Еврейке / Yahudi» (1958).
Дилип Кумар и Камини Каушал
Камини Каушал сыграла в паре с молодым Дилипом Кумаром в «Shaheed» (1947), «Nadiya Ke Paar», «Shabnam» (1949) и «Arzoo» (1950).
Они полюбили друг друга, но Камини, уже будучи замужем (она вышла замуж за своего зятя Б.С. Суда, после того, как ее старшая сестра Уша погибла в автокатастрофе, оставив двух маленьких дочерей), была вынуждена отказаться от отношений.
Спустя годы Дилип упомянул, что это расставание «разбило его полностью», поскольку Камини была его первой любовью.
Камини тоже рассказала в интервью Filmfare:
«Мы оба были потрясены! Мы любили друг друга, прекрасно друг друга понимали… Но это жизнь. Я взяла на себя заботу о девочках, а иначе бы просто не смогла смотреть сестре в лицо. Мой муж, прекрасный человек, понял, почему это произошло. Все влюбляются».
Подробнее об их истории любви читайте в статье: «Замуж за зятя» - история любви и личной жизни индийской актрисы Камини Каушал
Дилип Кумар и Нимми
В 1950-х годах Нимми и Дилип Кумар вместе снялись в пяти фильмах:
«Дикая принцесса»,
«Амар»,
«Встреча»,
«Клеймо позора»
«Летающая колесница».
В интервью Filmfare Нимми призналась:
«Дилип обладал невероятным магнетизмом! К нему тянулись все! Не буду отрицать, что меня тоже тянуло к нему. Красивые женщины, такие как Мадхубала и другие, были влюблены в него. Как я могла быть наравне с ними? Я понимала, что он недостижим…».
Подробнее читайте в статье: Жизнь и судьба удивительно красивой индийской актрисы Нимми