Последняя статья рубрики «Гении Возрождения» будет о Тициане. Этот художник перенял все лучшее, что сделали Микеланджело и Рафаэль и синтезировал все достижения Ренессанса в своем творчестве.
С чего все началось
Точная дата рождения Тициана неизвестна, поэтому говорят, что в Венецию он приехал в 10 — 12 лет. Венеция была одним из культурных центров Возрождения, а главное, важной торговой точкой, где происходила продажа красок. Юноша работал в мастерской Себастьяно Цуккато, затем у Джентиле Беллини, Джованни Беллини. Тициан постепенно знакомился с венецианскими художниками, входил в их круг.
Большое влияние на молодого художника оказывал сначала Джорджоне. Первые работы Тициана были выполнены совместно с ним. Подобно Джорджоне Тициан использовал минимальное количество красок, а правдивоеи изображениетела считал одной из важнейших задач ( а здесь уже видно влияние Микеланджело).
Для тех, кто плохо знаком с этим гением оставлю ссылку на мою статью о нем.
Интересный факт: при написании тела знаменитой «Юдифи» Джорджоне использовал всего 4 краски!
Техника Тициана
Думаю, излюбленным приемом мастера была лессировка.
Лессировка — нанесение полупрозрачных красок на основной цвет, что помогает создать цветовые переливы и насыщенность.
Рисовал мастер особенной кистью, похожей на метлу. По его словам, он делал так, чтобы его не сравнивали с Рафаэлем и Микеланджело.
Лессировки Тициан наносил в количестве 30 — 40, что очень много. Помимо кисти работал пальцами и ладонями рук, шпателем.
Часто применял художник и технику импасто — нанесение густых, насыщенных, неразбавленных красок. Это помогает усилить эффект света и фактуры.
Колорит
Зрелый период творчества Тициана знаменит характерной для него цветовой гаммой: охристой. Используя минимальное количество цветов (красный, белый и черный в основном, если быть точнее) художник создавал невероятные колористические переходы.
В каком-то смысле Тициан был новатором. Раньше художники использовали яркие, насыщенные краски, почти не заботясь о том, как они сочетаются. Тициан же начал думать о гармонии цвета. Яркость и чистота цвета стали постепенно отходить на второй план.
Композиция
Для раннего Тициана характерна диагональная композиция. Таким образом строя композицию, художник придавал картине динамичность, живость. При этом многие герои будто застыли в движении (они могут разворачиваться, падать, лететь в прыжке), что усиливает динамику.
Вскоре появляются монументальные, пафосные композиции. Здесь художник особое внимание уделяет взаимодействию персонажей. Во многих таких работах особо ярко видно влияние Микеланджело.
Тициан сосредотачивается на истории, на драме. Все детали на картине, взгляды героев, линии перспективы сходятся так, чтобы зритель увидел историю и все ее элементы: завязку, развитие, кульминацию, финал.
Об этом есть очень интересная лекция от Национальной галереи. Кто заинтересовался и знает английский, заходите сюда, невероятно интересно.
Все больше внимания художник уделяет драматизму, взаимоотношениям героев, их психологии. Это проявляется не только в сюжетных сценах, но и в портретах. Картины становятся более эмоциональными, что говорит нам о том, что близится пора Барокко.
Для тех, кому было интересно оставлю ссылки на первую, вторую, третью и четвертую статьи рубрики «Гении Возрождения».
Кстати, Тициан написал несколько вариантов картины под названием «Даная». Почему? Какой смысл он вкладывал в этот сюжет(и не только он)? Какие символы здесь есть?
Для тех, кто инетересуется искусством, есть навигация по каналу. Добро пожаловать!