Ещё одна достопримечательность, являющаяся одновременно храмом, архитектурным памятником и одним из самых узнаваемых символов Санкт- Петербурга – храм Спаса на Крови.
Находится собор в самом центре города на набережной канала Грибоедова – очень удачно вписывается в неповторимый архитектурный образ города и привлекает своё внимание.
В архитектурном отношении композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный пятью куполами. В общей сложности храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную пятью куполами, часть из которых имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метра.
Своё название собор получил от места, на котором был построен. Именно здесь 1 (по новому стилю — 13) марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был ранен и вскоре скончался. Выражение в названии храма «на крови» является указанием именно на кровь императора. Таким образом, Спас на Крови является ещё и памятником царю-мученику.
Проводилось много конкурсов по выбору проекта строительства собора. Вариантов было множество – их все забраковывал сын Александра II, действующий император российский Александр III. В результате победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).
Однако и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант утверждён только в мае 1887 года.
Конечно сам по себе собор величественный, властный, устремлённый ввысь – таким и должен быть памятник царю. Но кроме всего прочего, он ещё и очень красив – и днём и ночью, снаружи и внутри.
Внутренне убранство поражает своей необычностью – всё – стены, своды куполов и потолки – всё украшено великолепной мозаикой, которая создавалась в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, в числе которых были авторы с мировыми именами.
Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций во всей Европе. Общая площадь мозаичной экспозиции – 7065 квадратных метров.
Очень красивы иконостас и Царские врата – ценные породы камней и минералов, в сочетании с деревом и позолотой – всё это производит должное впечатление.
Сохранённая часть мостовой и ограждения набережной канала на месте смертельного ранения Александра II занимает в храме особое место и тоже производит сильное впечатление. К сохранению памяти здесь относятся всерьёз.
Таким заполнился храм Спаса на Крови – красивым, величественным и неповторимым.
СПРАВКА
Спас на Крови строился в русском стиле и в определённой степени являлся подражанием Собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Собор (храм) Василия Блаженного в Москве.
Строительство храма велось на протяжении 24 лет. Начав в 1883 году строительные работы, их завершили только в 1907 г.
Собор находился в ведении Министерства внутренних дел, массовые посещения храма не предусматривались, хотя его вместимость была достаточно большой: собор способен вместить до 1600 человек. При императорской власти вход в храм осуществлялся только по пропускам.