В эфире четвертый выпуск "Балетного словаря". Здесь я досконально объясняю базовые балетные движения, приправляю их полезными видео от экспертов и даю лайфхаки специально для взрослых любителей. В этом выпуске расскажу, как правильно делать батман тандю жете.
В своих объяснениях я руководствуюсь классикой: книгой "Основы классического танца" А.Я. Вагановой. Подсказки для взрослых - мои личные наблюдения и опыт. Даю только те советы, которые сработали для меня на практике.
Что такое батман тандю жете
Батман тандю жете - это то же самое, что и обычный батман тандю, но нога поднимается на 45 градусов. Жете (jete) в переводе с французского означает "бросок". То есть, бросок ноги вверх. Наверное, поэтому среди балетных говорят "кидать батманы".
Правила исполнение от А.Я. Вагановой
Скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45° с акцентом от I или V позиции вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро). Французское обозначение этого battement — jete (брошенный) — передает его характер.
Этот battement имеет громадное воспитательное значение, и его необходимо исполнять очень точно
Подсказки для взрослых
Когда делаете батман тандю жете, соблюдайте все те же правила, что и при обычном батман тандю. Но тут есть свои особенности.
Корпус остается неподвижным.
Многие взрослые невольно "помогают" корпусом бросить ноги. Это понятно, это естественная реакция тела: если я поднимаю ногу, надо этой ноге помочь. Но только не в балете. Нужно сделать так, чтобы корпус оставался буквально кукольно неподвижным, пока нога двигается.
Один из моих преподавателей советовал представить, что вы делаете батман тандю жете, а вас снимают на видео. Но снимают не полностью, а только верхнюю часть, выше пояса. А ног не видно. Так вот, по верхней части корпуса абсолютно не видно, что вы вообще что-то делаете ногами, настолько неподвижен корпус.
А еще, я слышала старую байку о том, что в веке в XIX девушки под своим пышным кринолином могли репетировать балетные па, но этого никто из окружающих не замечал, потому что корпус оставался неподвижным. Согласна, звучит больше как сказка, но эта сказка отлично дает понять правило о неподвижности корпуса.
Ногу нужно поднять резко и как бы зафиксировать в воздухе перед тем, как опустить.
У взрослых вот эта резкость и момент фиксации получаются не сразу. Сначала нога выглядит очень вяло, даже если кажется, что стараешься делать по правилам. Не отчаивайтесь, это нарабатывается многими повторениями. Чем больше вы выполняете это движение, тем больше привыкает тело.
Некоторые взрослые, если темп класса начинает ускоряться, "забивают" на это правило. Подумаешь, просто подняла ногу, а не резко. Подумаешь, не зафиксировала в воздухе, а сразу опустила. Нога же прямая, корпус прямой, да и ладно.
Но в том-то и цимес, что именно эти детали делают ваше исполнение балетом, а не просто поднятием ноги в разные стороны. Для взрослых любителей следование вот таким мельчайшим правилам особенно важно. Ведь у нас с вами нет таких бонусов как поднятие ноги до ушей или гибкость пантеры. Поэтому в нашем случае эти детали в буквальном смысле "решают". Именно они делают нам красивые балетные линии и профессиональное исполнение.
У меня этот момент - когда нога работает как надо, а корпус при этом просто стоит неподвижно, и по-другому я уже не могу - наступил примерно через 5-6 месяцев интенсивных занятий балетом
Бедро не поднимается вместе с ногой.
Об этом А.Я.Ваганова пишет прямо во втором предложении, в самом начала объяснений. А это значит, что это предельно важная штука.
Взрослые любители часто поднимают бедро вместе с ногой. Как я писала в пункте 1, это происходит потому, что тело естественным образом хочет помочь ноге подняться. Здесь нужно следовать одному-единственному правилу: корпус (а значит, и бедра тоже) не двигается ни в каком направлении, ни вправо, ни влево, ни даже вверх и вниз (как часто бывает у взрослых, когда они поднимают или опускают ногу).
Когда нога поднимается вверх, вес переносится на сторону опорной ноги.
Есть одна маленькая тонкость, которая поможет разобраться, как чувствовать свой вес.
Представьте, что через ваше тело проходит ось, крепкая, прямая и натянутая как струна. Когда вы стоите двумя ногами на полу, она проходит от пяток через обе ноги до макушки. А когда вы поднимаете ногу на батаман тандю жете, эту ось нужно сдвинуть в сторону опорной ноги. Это нужно для того, чтобы потом не падать, когда делаете это движение на середине. Правильное ощущение оси даст вам устойчивость.
Когда нога опускается и касается пола, носок вытянут, и только потом, двигаясь в исходную позицию, ступня постепенно опускается на пол, проходя через полупальцы.
Вроде мелочь, но очень важная. И ее чаще всего начинают игнорировать, как только темп хоть немного ускоряется. И тем не менее важно делать именно в такой последовательности (вытянутый носок, затем полупальцы, затем ступня, а не сразу ступня), чтобы ступня почувствовала каждый мельчайший нюанс исполнения. Из этих нюансов потом и складывается красота исполнения у взрослых любителей.
На видео ниже девушка делает в медленном темпе и очень заметно, как она сначала опускает ногу на носок, и только потом ступня возвращается в исходное положение, будто проглаживая пол.
Предыдущие выпуски балетного словаря для взрослых
_________
Автор — Евгения Будрина.
Начала заниматься балетом в 32. Рассказываю о том, каково это — серьёзно заниматься танцами после 30. О сложностях, фейлах, личных историях и лайфхаках. И просто размышления по поводу.
Мой инстаграм - @jenia_a.dancer
Группа в Facebook, где можно пообщаться о танцах - A.Dancer: сообщество взрослых танцоров-любителей.