Нарва была крупным торговым центром в торговле с русскими землями. И по идее, она должна была стать и политическим центром Северной Эстонии вместо Таллина (тогда Ревель), так как политика требует больших финансовых вливаний.
Таллин и Нарва как крупные поселения начали развитие в период датского владычества над Северной Эстонией (XIII век). Таллин был столицей датского владычества, а Нарва приграничной крепостью.
Обоим городам было предоставлено самоуправление по любекскому праву (право на свободную торговлю).
В 1347 году оба города попали под власть Ливонского ордена, который выкупил Северную Эстонию у датчан.
Ливонские рыцари расширили права Нарвы, так как были заинтересованы в ее экономическом благосостоянии. Крепость должна была самоокупаться путем хозяйственного расчета. Что она и делала.
Особенно большие доходы Нарве приносил экспорт русского воска, который с нарвским клеймом продавали по всей Ганзе.
Доходы от экспорта позволили Нарве просить членства в Ганзейском союзе. Но ее прошения блокировались Таллинским магистратом, который не хотел приобрести конкурента на своей же территории. Сам Таллин входил в союз.
Несмотря на это, и на то, что Таллин обладал "стапельным правом" (право единоличной складской разгрузки только в одном порту) Нарва продолжала получать большие доходы от русско-ганзейской торговли. Поэтому, именно в Нарве (а не в Таллине) были расположены торговые представительства многих ганзейских городов.
Нарва имела особый статус в русско-ливонских отношениях и даже во время русско-ливонской войны 1501-1503 года приграничная торговля в ней не прекращалась. А во время мирных русско-ливонских переговоров первым условием русской стороны была беспрепятственная торговля через Нарву.
Таким образом, Нарва была основным центром русско-ганзейской торговли. Но из-за протекционистской политики Таллинского магистрата не смогла превратиться в политический центр Северной Эстонии.
Статья подготовлена на основе научной монографии В.Якунина и М.Бессуднова "Таллин и нарвa в контексте русско-ганзейской торговли"