Удаленная работа — это, конечно, удобно. Но сидя дома в компании своего ПК и общаясь, по большей части, только с клиентами, ты можешь ощутить полную изолированность от общества (сейчас, как никогда, актуально). Кажется, что это подобие отшельничества чревато частичным атрофированием коммуникативных навыков. Однако, это далеко не так. Работа на дому, наоборот, улучшает скиллы в общении. Разберемся, как именно.
Четкое выражение мыслей
Если ты не можешь подобрать нужных слов при обсуждении задачи с работодателем в офисе, то на помощь всегда могут прийти приемы невербального общения: жесты, мимика и пр. На удаленке же один из основных способов передачи клиенту своих мыслей — текст. Поэтому во избежании двусмысленностей и недопонимания тебе необходимо умело подбирать слова и ясно передавать свои мысли. Главное помнить, что время — это важный ресурс, который никто из заказчиков не захочет тратить на расшифровку твоих невнятных текстовых посланий. Поэтому приходится писать четко и располагать тем самым клиентов к общению (всё же приятно работать с человеком, который умеет грамотно выражать свои мысли).
Сжатие текста до смысла
Важно уметь не только ясно выражать свои мысли, но и сокращать рабочий текст до сути, оставляя в нем только всё самое необходимое. Согласись, намного комфортнее работать с четким и структурированным ТЗ, чем выискивать необходимые задачи в лонгриде от твоего клиента. Поэтому заботимся о своих клиентах и пишем все по делу, избегая долгие вступления и лирические отступления. Полезный навык для деловой коммуникации. Через некоторое время это будет получаться само собой и в устной, и в письменной речи, так как тебе самому не захочется растекаться мыслью по древу.
Освоение новых технологий
Сервисы для корпоративного общения наподобие Slack, Zoom, Discord сильно упрощают корпоративную коммуникацию. Осваивая новые мессенджеры, ты развиваешься как ПК-пользователь. Плюс, всегда можешь помочь коллегам или знакомым упростить их работу, посоветовав новый способ связи.
Также старайся как можно чаще связываться по видеосвязи, чтобы перестать быть просто голосом на другом конце или безликим именем в электронной почте.
Понимание собеседника
Чем больше удаленных переговоров ты проведешь, тем лучше начнешь понимать эмоциональное состояние собеседников. Со временем начинаешь лучше чувствовать настроение клиента: он утомлен и депрессивен или, наоборот, энергичен и воодушевлен. Этот навык поможет выбирать подходящую тактику: поддерживать, вместе радоваться или просто внимательно выслушивать. Приятно работать с понимающим человеком. Плюс, пригодится и в личной жизни при общении с близкими и друзьями.
Уверенность в себе
На онлайн-совещании с командой заказчика ты можешь вмешаться в общее обсуждение только голосом, поэтому он должен звучать уверенно. Это требует тренировки.
Небольшой совет: во время рабочих созвонов не сиди на месте, а, например, броди по своему домашнему офису — так интонации будут энергичнее. Позже ты заметишь, что манера речи начнет меняться, становиться выразительнее и делать твой присутствие на встречах заметнее.
Работа из дома, несомненно, сказывается на повседневной жизни, но только ты можешь взять сложившуюся ситуацию под контроль и выжать из нее максимум полезного. Новые знакомства, постоянное общение с заказчиками — всё это позволяет фрилансерам не чувствовать себя “оторванными” от общества. Больше общайся по работе (и не только), и тогда проблемы с атрофированием коммуникативных навыков точно не возникнет.