Как важно в нестандартных, а порою в экстремальных ситуациях сохранять спокойствие и хладнокровие и при этом действовать оперативно, не сея панику в локомотивной бригаде. Поведаю случай, когда психологический опыт и профмастерство предотвратили пожар на тепловозе.
В одну из поездок меня закрепили за другим ТЧМ на несколько рейсов. Я уже к тому времени имел богатый опыт в поездной работе, поработав во многих уголках нашей Родины. Здесь опыт не только профессиональный, а какое-то внутреннее чувство уверенности в себе, какой-то "внутренний стержень" который виден только мне самому. Формально числился молодым первозимником и никому не говорил, что я где-то, когда-то... Приходим на явку и начинаем знакомство:
-здорово, ты машинист Иванов( фамилия изменена)?
-да, нас закрепили с тобой что-ли.
-видимо да, на несколько поездок.
-давно работаешь?
-вот недавно устроился, месяца полтора.
-Блин да как они молодого помощника на такое плечо отправляют (из нескольких направлений - это один из самых длинных и непростых участков), нас не должны с разных колонн были закреплять, ты ещё наверно ничего не знаешь... САРТ знаешь как работает, температуру умеешь настраивать?
Видно было как человек слегка запаниковал, хотя уже 5 лет ТЧМ, и как выяснилось после - грамотный в теории и опытный практик. Чувство неуверенности у всех по-разному проявляется наружу, обнажая какую-то человеческую грань и показывая его суть... Нет на 100% людей уверенных в себе - у каждого своя "ахилесова пята".
Тепловоз принимали с ТО-2, и до контрольного поста выполняя маневровые передвижения, ТЧМ с недовольством комментировал наше закрепление: "зачем с разных колонн нас закрепили, ещё и с молодым первозимником" и всё в этом духе. Подъезжая к составу для объединения я наконец-то "вскрываю карты". "Да не волнуйся ты так, всё нормально будет!, в этом деле больше 10 лет, просто на тепловозе очень давно работал, кое-что забыл, на электровозах бороздил просторы России." - с уверенностью говорю ему я. Мимика на лице ТЧМ поменялась за доли секунд, даже наверно цвет ауры другой стал. "А, ты помощником уже работал?" - с надеждой в голосе спрашивает ТЧМ.
-и помощником, и машинистом, и даже инструктором. С тепловозом пока на ВЫ, если что-то объяснишь, покажешь - буду признателен.
"Ну понятно" - с ещё большим спокойствием в голосе сказал ТЧМ.
Так за разговорами незаметно прошла ночь. Проследовав 3/4 пути, заезжаем на станцию, скорость порядка 26 км/ч - идём в подъём. Сброс нагрузки головной секции с загоранием на сигнальном табло лампочки "Р.З", ТЧМ быстро открыл форточку, чтобы осмотреть тепловоз и громко крикнул "ГОРИИИМ". Загорелся тяговый двигатель. Остановили состав, первым спустился на землю ТЧМ, я подал ему два огнетушителя и побежал по дизельному за остальными, надеясь что и этих двух хватит... Вооружившись двумя порошковыми огнетушителями, прибегаю к месту возгорания и вижу, что пламя стало ещё сильней. "Бл...ть, сейчас тепловоз сгорит, пламя не угасает совсем, надо секцию отцеплять" - с печалью в голосе говорит ТЧМ. "Сейчас потушим! Давай пожарный пост задействуем" - предлагаю я и бегу в дизельное, разматываю рукав, подаю его ТЧМ, открываю краны и командую: "Готово!" Мощный поток пены начал делать свою работу, постепенно гася пламя, я тем временем побежал за оставшимися огнетушителями и с другой стороны тепловоза боролся с огнём, который был готов сожрать нашу машину. Пожар локализован, мы победили, все живые и здоровые - и это главное.
После данного инцидента, я ещё сильнее внушил доверие к себе, как хоть и не особого спеца в тепловозах, но в действиях, когда правильные решения надо принимать в доли секунд...
Всем Здоровья и Удачи!
-