Найти в Дзене
FreonMusicStudio

Волнение на сцене - стоит ли бороться?

Или как я понял, что без него может быть плохо

Это был мой 3й курс музыкального колледжа. Был у нас академический концерт, то бишь игра на оценку тех трёх произведений, которые мы учили до этого пару месяцев. Это точно была не сессия, значит либо осень, либо весна.

А концерт этот был примечателен тем, что сдавали мы его не по курсам, а по категориям инструментов, а для народного отделения это струнные и баяны-аккордеоны. И в списке каждой категории значился не только 3й, но и 4й курс.

И как-то так получилось, что в этот день одному концертмейстеру наших домристов, которая работала ещё и в академии (ныне Сибирский Институт Искусств им. Хворостовского), очень нужно было и туда тоже. И по той же причине, что она была в этот день с нами. Но изначально в графике сдающих это почему-то не учли, ведь домристы, которым она подыгрывала, были в списке от середины и ниже.

-2

Но в связи с надобностью этого занятого человека, которого ждали другие студенты в другом месте, было решено пропустить её, а значит и всех, кто был зависим от её аккомпанемента. Этих студенток оказалось 4 или 5 человек.

Я изначально был в середине списка, поэтому рассчитав, сколько мне примерно нужно времени, чтоб настроиться, разыграться и прийти в себя, пришёл где-то за 5 человек до своей очереди, а это примерно за полтора часа.

Но по-скольку ситуация изменилась и я любезно пропустил всех студенток, играющих с тем занятым концертмейстером, я спустился ниже по очереди на 4-5 человек. То есть времени на подготовку и настрой у меня ещё прибавилось на час с небольшим, а то и на все полтора.

И вроде бы ничего, мне было несложно, наоборот даже радостно, что у меня появилось ещё время повспоминать свою программу, успокоиться, отвлечься немного, дабы перебить волнение. Так что я очень даже добродушно прождал свои два с половиной часа, пришёл за кулисы, сел с гитарой и стал ждать, когда затихнет домра играющей на сцене студентки, последней из тех, что я пропустил.

-3

Она отыграла, я наконец выхожу на сцену, мою программу объявляют, я кланяюсь, делаю последнюю подстройку гитары и вдруг... начинаю понимать, что что-то изменилось. Я не первый раз выходил на эту сцену и помнил те ощущения, которые меня охватывали, когда я выходил туда и играл, как правило, те произведения, которые я до этого на сцену не выносил.

Я начинаю играть, всё идёт нормально, спокойно. Я бы даже сказал слишком. Сидит комиссия из пары преподавателей и заведующей отделения, парочка студентов, которым некуда девать время своего перерыва между уроками. И я где-то на середине первой пьесы понимаю, что мне абсолютно всё равно. Всё равно, что на меня смотрят, что я сейчас демонстрирую результат двухмесячных трудов и у меня лишь одна попытка. Всё равно, где там по музыке должно быть радостно, где печально, где резко, где плавно и мягко. Я вроде бы делаю какую-то динамику и штрихи инстинктивно, но внутри они у меня никак не отражаются. Я пустой. И музыка, которую играю, такая же.

И очень странное двоякое ощущение я испытал. С одной стороны, это же чуть ли не мечта каждого студента - научиться играть без волнения! С другой стороны, отсутствие волнения мне не даёт сосредоточиться на музыке и придать ей интерес. Я просто играю ноты, но музыки в них по минимуму. А всё волнение осталось там, в коридоре с долгими ожиданиями.

-4

За академ мне поставили 4, и для меня это был знак того, что всё прошло не очень, т.к. даже когда я играл на 5, у меня были погрешности технические и кое-где музыкальные. Но когда ставили 4, это было в разы ниже того, что я мог, если б старался и хоть немного переживал за то, что я делаю.

С тех пор я сделал вывод: волнение - это не только нормально, но и даже нужно, оно мне помогает играть музыкально. А временное отсутствие волнения помогло мне всё это понять.

-----------------------------------------

Спасибо, что прочли:) Надеюсь, было интересно! Подписывайтесь, будет ещё;)