Внимание! Много букв! Я предупредил.
Периодически в сетевых изданиях появляются публикации с такими заголовками - "Десять самых больших кораблей в мире". Временной отрезок для сравнения самых больших судов берётся произвольный, от " в этом году", до "вообще построенных".
Иногда берётся отдельный класс судов, и рассказывается о самых больших судах внутри класса. Например , самые большие круизные лайнеры, или самые большие контейнеровозы. А иногда смешивают всё в кучу, классы и назначения судов. Впрочем, любое сравнение имеет право на жизнь.
Но вот замечал, что в этих рассказах о железных монстрах часто отсутствуют балкеры класса "Valemax", хотя этот класс судов вполне заслуживает своё место в рейтингах "самые большие". Вот про этот класс и будет мой небольшой рассказ.
Необходимое предисловие.
Что такое балкер и для чего он?
Балкер, это судно предназначенное для перевозки сыпучих (насыпных) грузов. Железная руда, песок, пшеница... всё, что "сыпется". Иногда эти пароходы могут иметь комбинированную конструкцию, и помимо, например, железной руды, могут перевозить и нефть. Так они и называются - нефтерудовозы. По бусурмански - OВО - Ore-Вulk-Оil.
Нет, конструктивные особенности балкеров в этой статье рассматриваться не будут, речь о другом.
Внутри класса эти суда тоже делятся на классы, по тоннажу и радиусу действия.
В 2011 году был построен первый балкер класса Valemax, и с тех пор, суда этого класса входят в клуб "самых больших" судов.
C чего всё началось.
Бразилия, это не просто страна, где много диких обезьян и донов Педро. Это ещё один из крупнейших в мире экспортёров железной руды. Добыть, это одно. Доставить до берега моря, другое. И уж третье, вывезти эту руду морем до потребителя.
Компания Vale успешно занималась добычей и транспортировкой руды до порта отгрузки. А вот уже дальше, доставкой по морю, занимались совсем другие люди и компании. У этих людей был свой интерес в доставке, и под это дело они строили свои пароходы.
Одна из судоходных компаний, Berge, специально для транспортировки руды из Бразилии, заказала балкер. На тот момент самый большой балкер в мире. "BERGE STAHL".
Пароход был построен в 1986 году, в Ю.Корее, на верфях Hyundai Heavy Industries. Дедвейт - 364,767 тонн, длина - 342,08 м, ширина - 63,5 м, осадка - 23 м. И принять этот балкер в полном грузу могли только два порта в мире - на терминале «Понта да Мадейра» Terminal Marítimo de Ponta da Madeira в Бразилии, и в Европорту, вблизи Роттердама. И, пароход, скажем так, не простаивал, с каждой милей и оборотом винта принося прибыли владельцу. В год балкер совершал 10 рейсов между Бразилией и Европой.
Компания Vale смотрела-смотрела на всё это дело, посчитала упущенную выгоду от транспортировки руды, да и решила - А мы чем хуже? Мы руду добываем, до порта доставляем. Справимся и с доставкой по морю конечному потребителю, всяким там металлургам.
Сказано - сделано. И в 2008 году компания выдала заказ на строительство новых балкеров. Которые и получили класс Valemax.
Valemax или Chinamax? Да какая разница...
Техзадание на новые балкеры сформировалось просто - исходим из возможностей портов. По длине, ширине и осадке. Даже заглядывая немного вперёд на возможную реконструкцию портов. Ну, и... кто выступает основным покупателем руды в больших количествах. Один из таких покупателей, как раз и Китай. Работы над проектом новых судов начались в 2007 году, а в 2008, компания Vale подписывает контракт с китайской судостроительной компанией Jiangsu Rongsheng Heavy Industries (RSHI) на строительство двенадцати рудовозов грузовместимостью в 400 000 тонн . Контракт стоимостью 1,6 млрд. долл. США был крупнейшим в мире одномоментным контрактом на строительство тоннажа по дедвейту.
А в следующих, 2009 - 2010 годах, Vale так же подписывает контракт на строительство ещё семи балкеров, но уже с корейской компанией Daewoo.
У Китая не было опыта строительства таких судов, но строить хотелось страшно. Тем не менее, несмотря на то, что Ю.Корея получила заказ на строительство на года позже, именно корейцы и построили первое судно в этом классе.
Им стал балкер "Vale Brasil", с 2014 года - "Ore Brasil". Он был сдан заказчику в марте 2011 года.
Характеристики судна: Длина - 362 м. Ширина - 65 м. Осадка - 23 м. Высота корпуса - 30 м. Скорость - 15,4 узла. Дедвейт - 402 347 т (20 118 20-тонных самосвалов).Один низкооборотный главный двигатель MAN B & W 7S80ME-C8 с винтом фиксированного шага. Потребление топлива - при 78 об / мин сжигает 96,7 тонны мазута в день. Однако из-за большого размера судна выбросы на тонну в килограммах очень малы, что делало "Ore Brasil" фактически одним из самых эффективных навалочных судов на дальние расстояния в эксплуатации, и по этой причине корабль получил награду «Чистый корабль» 2011 года на норвежской судоходной выставке Nor-Shipping.
А первое судно с китайских верфей пришло в Vale 25 ноября 2011 года. Им стал балкер Vale China. Эдакий оммаж в сторону крупного покупателя бразильской руды.
Последнее судно из серии было поставлено 23 января 2015 года.
Новый класс балкеров получил название Valemax, по наименованию компании-заказчика. Но сейчас это название не особо используется, в ходу - Chinamax. В отчасти из-за того, что балкеры предназначались для доставки руды в Китай. Отчасти из-за того, что это самые крупные сухогрузные суда, которые могут принять порты Китая ( Танкеры класса ULCC не считаются. Там несколько отличная инфраструктура порта.) А отчасти из-за того, что впоследствии контроль над этими балкерами перешёл к Китаю.
Что там понастроили?
Да, размеры новых балкеров потрясали.
Но, размеры размерами, а балкеры входят в группу риска по корпусу. Разломы корпуса, одна из основных причин аварий балкеров.
Всё это было учтено. Корпуса новых балкеров получили продольно-поперечное усиление, изменили конструкцию грузовых трюмов. Грузовые трюмы теперь менее подвержены смещению груза, да и в выборке руды стали удобнее, нет "мёртвых" зон.
Слева трюм обычного балкера, справа valemax.
Как это выглядело на заводе:
Как уже говорилось, китайскую серии закончили в январе 2015 года, корейская серия закончилась в 2013 году. Всего получилось 19 судов. Но в процессе строительства подписывались новые контракты на строительство. Всё так же, в Корее и Китае. Забегая вперёд, досталось и Японии от этого пирога. Японцы тоже поучаствовали в строительстве этих балкеров.
Эксплуатация.
Всё бы оно ничего, но с первым рейсом из Бразилии в Китай получился конфуз, затык, и курьёз.
Китай запретил принимать эти суда в своих портах.
Хотя эти пароходы и разрабатывались специально под Китай, китайские власти не давали добро на вход этих судов в порты Китая. Не только им, а судам с дедвейтом более 300 000 тонн (исключая танкеры). Мотивация - это и защита собственных судовладельцев, и отсутствие причалов и разгрузочной инфраструктуры, и ещё чего-то там, но в большинстве - надуманные причины. Но в чужой моныстырь, как говорится, со своим Valemax-ом не лезут. И началась грандиозная битва за порты.
В конце концов Китай дал разрешение на заход этих судов, случилось это в июне 2015 года.
Пока решался вопрос о заходах, компания Vale отстроила перегрузочную базу в Субик-Бей, Филлипины. То есть, большие балкеры приходили в Субик-Бей, сгружали свой груз и уходили снова на Бразилию. А с Филлипин руду растаскивали по получателям уже мелкие балкеры, которые под запрет не попадали.
Так вот, специально же под такую перегрузку ещё был и переоборудован танкер класса VLCC. Из него сделали перегрузчик, или FTS - Floating Transfer Station.
Звали его - Ore Sossego
До переделки это был танкер Sunrise V. Работал он просто. С одного борта стоял Valemax, с другого - малыш.
Собственные грузовые трюмы позволяли перегрузчику не останавливать грузовые операции при заполнении челнока. И, надо сказать, скорости погрузки/разгрузки впечатляют тоже.
До 16 000 тонн в час. Да, я не ошибся, именно до 16 000 тонн в час.
В имени каждого судна было слово Vale, указывая на роль компании. Но не только Vale строила такие балкеры. Другие компании подсуетились, и под долгосрочные контракты тоже начали строить себе такие балкеры. В частности, южнокорейская компания STX.
Верфь STX - те ещё строители, с жизнеутверждающим лозунгом Best World STX. Не знаю, как там с Best World, но пароходы от STX, на которых мне приходилось работать, были, мягко говоря, не очень клёвыми, хотя к корейской постройке я отношусь положительно. Но одно дело, когда за дело берётся Hyundai или Daewoo, а другое, когда за стройку принимаются всякие Dae Dong и другие рыбоконсервные заводики. Желание заказчика поиметь на экономии понятно, вот только экономия эта выходит боком в дальнейшем. Впрочем, самому дяде, который размещал заказ, потом на пароходе не работать, поэтому он немного проблему не понимает.
Балкер был сдан 27 сентября 2011 года.
И первая же загрузка обернулась скандалом. Первая погрузка проходила под наблюдением инспекторов регистра DNV. Балкер успел принять на борт 260 000 тонн руды, как обнаружилось поступление воды. Погрузка - стоп. Начали искать причину. Причина - корпус пошёл трещинами. Данные разные. Одни сообщают о неполной загрузке, другие о том, что судно было таки загружено полностью. Но фото как бы подтверждает полную загрузку.
Недолго музыка играла...
Но полностью насладиться ролью судовых магнатов руководству Vale не удалось. Всё в кучу как-то собралось. И кризисы, и битва с Китаем за право заходов. И в 2014 году было принято решение продать эти суда. И заключить эксклюзивные контракты с китайскими судовладельцами на перевозку руды. Кто купил эти пароходики, рассказывать надо? Или и так всё понятно? Слово Vale исчезло с бортов балкеров, уступив место слову Ore. Ну, а балкеры второй волны , те уже особо не церемонились, там сразу были китайские названия.
Второе поколение.
Как быстро оно обернулось. Не успели ещё чернила высохнуть на контрактах по строительству первых балкеров, а уже запускают второе поколение. Заказ второго поколения состоялся в 2016 году. На этот раз строил только Китай.
Хотя, нет. Три судна такого класса были заказаны в Японии, и тоже, специально под перевозку руды из Бразилии в Японию.
На балкерах второго поколения установили немного другие двигатели (Если кому интересно, то на балкерах корейской постройки стоят двигатели MAN, китайцы ставили Wartsila. Японцы тоже поставили Вяртсила.), немного доработали винто-рулевую группу.
И на этом можно зкругляться с рассказом. Более подробно - формат не тот. А интересностей там хватает.
Немного сухих фактов.
Всего балкеров такого класса построено 68 единиц. Только 19 из них не принадлежат китайским компаниям.
Всего 8 портов в мире могут принимать эти балкеры.
Два из них, понятно, в Бразилии, там, где и отгружают железную руду. Это Ponta da Madeira и Tubarao.
В Европе, это Роттердам и Taranto, Италия.
Сохар в Омане.
Один порт в ЮАР.
Один порт в Ю.Корее, три в Японии.
Скорость погрузки судна - 16 000 тонн руды в час. Загрузка занимает всего двое суток.
Скорость в грузу - 15 узлов.
Диаметр гребного винта - 10,3 м.
Как бы ни было, новый класс уверенно занимает своё место в рейтингах "Самое большое". И, последний факт - 400 000 тонн руды, которую перевозит Валемакс, достаточно для выпуска 400 000 легковых автомобилей. (Цифры приведены на официальном сайте компании Vale).
Всем здоровья.