Найти тему

Амазон на шаг впереди? В России начали развиваться маркетплейсы. Немного о менеджерах по работе с маркетплейсами)

Доброго времени суток дорогие читатели.

Сегодня хотел бы затронуть новую для России должность, такую как менеджер(специалист) по работе с маркетплейсами.

Этой "профессии" я уделю чуть больше внимания, так как сам близок с этим, мне это интересно + имеется весьма удачный, да и достаточно богатый опыт в этой сфере e-commerce.

Сначала расскажу для общего понимания о принципе работы так называемых маркетплейсов.

Маркетплейс - это онлайн площадка, предоставляющая услуги покупателям/заказчикам, показывая информацию(если брать именно торговлю, там вообще просто название обычно, и то не всегда) о продавце/исполнителе. Надеюсь понятно изъясняюсь)

Для примера покажу: на скрине ниже предоставлена информация о продавце(я искал товар на одной из известных Российских онлайн площадок, и вот сноска от товара предоставлена на скрине, значит товар продаёт компания, которая на сайте назвала себя Lamobile, а реализует онлайн площадка)

скрин сделан с одного из российсих маркетплейсов
скрин сделан с одного из российсих маркетплейсов

Кстати это ещё и отличная ниша для личного дела, да и с низким "порогом" захождения туда.

Зарегистрировал ИП/ООО (если ещё нет), заполнил анкету на сайтах(во множественном числе, потому что логичнее выходить на разные площадки, разве нет?), подгрузил нужные документы, подождал проверки-вуаля, ты seller (продавец на маркетплейсах). Ну это только половина победы, так же нужно будет подтвердить, что вы можете реализовывать этот товар на территории РФ, ну если у вас всё хорошо, то никаких проблем не будет.

Ну вот прям ну ооочень кратко, как-то так.

Ну а теперь о самой профессии, хотя я её не считаю как таковой. Просто работодатели открывают такие должности в штатах своих организаций)

Работа достаточно творческая,но в то же время монотонная(разве что, если в ваши обязанности ещё будет входить фотосъёмка, то будет чуть подвижнее) .

Требует от вас усидчивости, умения находить информации, а так же умения работы в ряде редакторов(нанесения водных знаков, редактирование фото, ретушь, проверка оригинальности текстов, проведения и сбор аналитической информации, изучения рекламных акций внутри площадок и т.д.)

Суть:

- нужно вывести организацию на интернет-площадку(ну сейчас там мне кажется чуть ли не все уже, значит самостоятельно это сделать под силам почти каждому)

- добавить товары в личный кабинет или по инструкциям от маркетплейса(составление так называемых "карточек" товара), подождать пока товар пройдёт модерацию(обычно 1-2 дня) и будет отображен на сайте(только представьте, у вас свой маленький магазинчик, а тут вас видят на огромных онлайн гипермаркетах, правда здорово?)

- сделать штрихкоды, промаркировать товар( это требуется не везде, на каждой площадке свои условия-не забывайте внимательно ознакомиться, подключая свою организацию)

- выбрать способы реализации, если такой вариант имеется

Это или поставка товара на склад маркетплейса для дальнейшей реализации(так называемый фулфилмент - это ваш товар упаковывают, маркируют перед отправкой покупателю, и естественно доставляют)при этом от вас нужен товар, в идеале паллетированный и документы .

Фото одного из складов, как пример
Фото одного из складов, как пример

Или же доставка самостоятельно до пункта выдачи - некоторые площадки предлагают такой вариант - достаточно удобно, если удаётся выбрать пункт недалеко от места, где вы комплектуете заказы и их у вас немного.

На сайтах маркетплейсов при выборе реализации смотрите адреса пунктов
На сайтах маркетплейсов при выборе реализации смотрите адреса пунктов

- обязательно ознакомиться с сопроводительной документацией, которая требуется от вас(обычно это накладные-на постоянной основе, а так же подтверждение того, что вы можете реализовывать товар на территории страны-если честно, сейчас так много площадок и я не уверен, всем ли это нужно, но имейте ввиду)

- дождаться подтверждения о том, что товар принят (обычно маркетплейсы предоставляют данные об этом в личных кабинетах, которые доступны продавцам) и просто ждать реализации, а далее и выплаты.

Помимо этого в ваши обязанности скорее всего будут входить попытки поиска новых поставщиков(вероятно и не внутри страны), а так же переговоры с потенциальными поставщиками.

Ещё интересный момент - это работы с возражениями, комментариями пользователей и т.д. - тут чуточку подробнее:

- кому-то проплачивают за негативные отзывы, зачем? да конкуренция, её же никто не отменял, а многие люди совершают покупки начитавшись отзывов и оценок о товарах(ну и ясное дело, видя плохие оценки и отзывы пойдут к конкурентам с аналогичным товаром, но положительной репутацией)

- некоторые площадки дают возможность продавцам поощрять покупателей за хорошие отзывы. Вы знали? А вот теперь будете знать)

То есть купил например Вася телевизор, телевизор ему понравился. Оставил Вася комментарий хвалебный и поставил оценку 5* - продавец это увидел и подарил Васе "баллы" или доп. скидку, здорово ведь? Только далеко не все в курсе)

- так же некоторые дают возможность вовсе отключить такой формат общения ( то есть потенциальный покупатель не сможет ничего уточнить о товаре, который вы продаёте) - считаю это минусом, так как порой общение с продавцом подталкивает покупателя на сделку и развеивает сомнения в выборе)

- отслеживание акций внутри площадок (цены устанавливает продавец, маркетплейс лишь предлагает рекомендуемую, и информирует о распродажах и т.д.) на некоторых площадках можно игнорировать это и не участвовать, а где-то придётся участвовать-хотите вы или нет, НО внимательно смотрите условия таких распродаж-бывает такое, что вам не нужно менять цену, скидку покупателю делает сама интернет-площадка и на вашем заработке это не отображается

- отслеживать ( мониторить) идентичный товар , который продают конкуренты ( это все блок аналитики, так сказать) - сравнивать цены, читать отзывы, сравнивать характеристики, составлять планы/тз для того, чтобы обойти конкурентов и продать больше)

- отчётность - вот тут обрадую, почти все маркетплейсы вам её предоставляют, останется лишь консолидировано(если так нужно руководству) свести в табличку и любезно предоставить)

- расширение ассортимента ( это делают не все, но многие стараются) - поиск категорий товаров с минимальной конкуренцией в стране, поиск поставщиков, со всеми вытекающими(знакомства, ведение переговоров, пробная закупка, если руководство даёт добро и выделяет бюджет, расчёт чистой прибыли и т.д.)

Это я беру то, что на мой взгляд следует делать/делал лично для достижения прекрасных результатов.

Так же для меня загадка, зачем работодатели пишут в вакансиях(их я тоже изучал-скрины приводить не буду):

- опыт работы с маркетплейсами от 3 лет

Зачем? В России о маркетплейсах стало более менее слышно в 2018 году(некоторые выходили в 2017 на эти площадки), более обширно с конца 2018-начала 2019. Откуда соискатели "родят" 3 года? Мало кто даже в курсе какие крупные маркетплейсы образовались недавно, а какие были давно - ну это так...лирическое отступление)

Ребята, честно скажу, должность очень интересная, но оценивайте свои силы - может это просто не ваше? Хотя попытаться всегда стоит)

Спасибо, что дочитали до конца. До новых встреч. Подписывайтесь на канал и оставайтесь в курсе информации о профессиях от обычного человека)