Найти тему

Моя роль в жизни Матисса - "друг и помощница".

Большие миндалевидные глаза, волевой подбородок, широкий разворот покатых плеч - удивительные природные красота и грация, которые не могли не привлечь внимания художника. Немногословная  русская мадемуазель, вскоре ставшая его Музой.

За это художник платил ей "вполне достаточное, но и не очень высокое" жалованье, периодически на Новый год и в июне, к дню рождения, дарил сделанные с нее же рисунки, иногда, по просьбе самой Делекторской, продавал ей понравившиеся работы "по рыночной цене".

-2

Как-то незаметно мадам Лидия стала для художника незаменимой: сиделка, пунктуальный и аккуратный секретарь, она даже, когда это стало необходимо (у Матисса начало все больше болеть правое плечо), соскребала по его просьбе краску с холстов, чтобы мастер мог всецело расходовать свои силы исключительно на творчество. За двадцать два года они и расставались-то всего на несколько дней, когда Делекторская по его же делам уезжала в Париж.

-3

Он боготворил и обожал ее со всей той страстью, на которую был способен большой художник, не лишенный при этом, правда, здравого смысла и чувства разумной буржуазной бережливости. Никогда не любившая громких фраз, она всегда просто, но настойчиво очерчивала свою роль в жизни Матисса - "друг и помощница". "Мне это просто подходило", - скажет она позже, и это не будет преувеличением или ложной скромностью.

-4

Однажды, после смерти Матисса, Лидия поняла, что ей невмоготу быть единственной владелицей несметного богатства и решила им поделиться. Она дарила много – в Московский ГМИИ и Ленинградский Эрмитаж. Привозила вещи сама или присылала, сопровождая каждую детальным описанием ее создания. Себе она не оставила ничего, кроме сорочки Матисса, которую завещала положить в свой гроб.

Она умерла в 98-м. Похоронили Делекторскую в Петербурге. А в Париже, на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, так и осталась пустой могила с уже поставленной по распоряжению самой Лидии Николаевны надгробной плитой, на которой, чтобы не быть никому в обузу, она заранее проставила дату своего рождения и прочерк, оставив свободным лишь место для года смерти. Там так и осталась пустота - знак несостоявшегося погребения, символ вечной жизни ради Искусства и... Любви.