Как воспитатель/родитель при общении с детьми необходимо учитывать множество факторов.
Какова группа, ее развитие и динамика, как личность воспитателя соответствует возложенной на него ответственности и какие цели должны быть достигнуты в процессе обучения малыша. Но, пожалуй, наиболее важный вопрос: как достичь этих целей наиболее эффективным и гармоничным образом. Одним из факторов, которые могут повлиять на данный процесс является тип руководства, которое использует родитель или воспитатель.
Многие специалисты указывают на то ,что демократический стиль был более эффективным, чем авторитарный например, в ситуациях, когда лидер отсутствовал.
Демократический стиль сопровождения ребёнка считается более прогрессивным и распространено в странах Скандинавии Его отстаивают в первую очередь молодые лидеры. Лидер создает самое позитивное отношение к себе. Ребёнок чувствует себя более вовлеченным в процесс, что стимулирует большую ответственность. Это, в свою очередь, повышает мотивацию. Задача лидера будет заключаться в том, чтобы контролировать группу детей грамотно их направляя, в то время как каждый ребёнок имеет права голоса и возможность высказать своё мнение. Демократическое лидерство требует высокой степени самосознания. Минусом данного стиля я бы назвала что из демократического стиля часто переходит в другой стиль ведения детей называемый lätt gå на русский язык будет звучать как:пустить на самотёк. Самый простой стиль ведения.
Педагог является наблюдателем и не вмешивается в процесс.Такой стиль подойдёт для детей креативных и погруженных в творчество. Антагонистом является авторитарный стиль воспитания. Воспитатель/родитель использующий авторитарный стиль руководства, сам принимает большую часть всех решений. Это влечет за собой определенные ограничения, такие как затруднение мотивации ребёнка и принятия им самим решений. В то же время это может быть преимуществом, когда нужна четкая модель поведения или критическая ситуация.С точки зрения динамики группы новообразованная незрелая группа часто считается привлекательной для этого типа лидера. Хорошо реализованное авторитарное руководство имеет тенденцию создавать безопасность и базу, необходимую для того, чтобы дети имели хорошую дисциплину и могли начать свой путь развития. Тем самым в будущем достичь хороших результатов. К примеру если ребёнок имеет талант к футболу/гимнастике-в данном случае авторитарный стиль не заменим.
Ну и последний стиль который я планирую применять к своим подопечным и я считаю одним из трудных-адаптивное лидерство или ситуационное лидерство которое пришло в ХХ веке.Пол Херси и Кен Бланшар создали модель так называемого ситуативный стиль ведения. Модель основана на том, что все ситуации требуют разных типов лидерства и выбираются педагогом исходя из ситуации и темперамента ребёнка. Ситуативно лидерство применим как способ на долгосрочную перспективу ,чтобы детки могли достичь наивысшего уровня знаний с точки зрения конкретных целей или задач. Это процесс, который помогает детям мотивировать и руководить собой гармонично взаимодействуя с воспитателем или родителем. Это так называемый баланс форм лидерства, в которую часто включены и используются в той или иной степени другие вышеперечисленные стили лидерства. Воспитатель или родитель сочетаете руководящее и поддерживающее лидерство. Модель поведения может адаптироваться на индивидуальном уровне и потребностях ребёнка.
Мое мнение, что то, как ребёнок реагирует на любое руководство, во многом зависит от его личности. Имеет ли он возможность и желание принимать решения самому в ходе к примеру игр или конфликтов между сверстниками или же наоборот хочет четких указаний и «избегания» принятия решений. В долгосрочной перспективе демократическое поведение педагога/родителя имеет возможность развить в ребёнке большой спектр положительных качеств.
Моя практика так же показывает в зависимости от страны проживания или планов проживания в том или ином государстве стоит выбирать модель воспитания ребёнка. Потому как к примеру в Швеции не мыслимо применять диктатуру,а в странах ислама будет более не понятна демократия. Ребёнку будет проще интегрироваться ту среду и правила в которой он растёт.