В первой части своего рассказа о прошлогодней командировке в Францию я постарался передать, какое неизгладимое первое впечатление на меня произвели окрестности города Гренобля. Потрясающей красоты долина, уютный деревенский домик, снежные вершины Альп… И дальше было больше! Хотя с немного неожиданной стороны.
На следующий день мы вечером решили прокатиться на машине по окрестностям. Конечно, кажущееся бесконечным петляние по крутым серпантинами — удовольствие ниже среднего (тем более, что мы не знали толком куда едем — просто ехали куда-то), но все это было не зря. Сначала мы выехали в прелестное ущелье с красивой (и очень холодной) речкой, старинным мостом и сногсшибательными видами. Побродив там немного, мы поехали дальше, пока не выбрались к живописной заброшенной электростанции — небольшой и, как положено всему и вся во Франции, чрезвычайно стильной. Странные люди, скажете вы — приехать в историческую область, с долгой историей, кучей средневековых достопримечательностей - монастырей, крепостей… И потратить целый вечер на какую-то заброшку.
Ну, наверное, странные, да. Ну не может наш человек спокойно пройти мимо чего-то заброшенного, особенно когда у входа стоит табличка с таким очаровательным названием: Micro Centrale Hydroelectrique De Fourvoire. Да еще с таким атмосферным интерьером… Словно время внутри остановилось сорок лет назад.
В общем, вернулись мы в наш домик под впечатлением, а я сразу вспомнил о книге, которая давно дожидалась в читалке своей очереди.
Роман Томаса Лера «42» написан именно о том, как остановилось время. В прямом смысле. 14 августа 2000 года, 12:47:42, во время очередного эксперимента в Европейском Центре Ядерных Исследований на Большом Электрон-Позитронном Коллайдере (предшественнике любимца РЕН-ТВ Адронного) на всем земном шаре остановилось время. Все и вся влипло в непонятное безвременье, как мухи в янтарь, и только 70 экскурсантов, находившиеся в этот момент внутри ускорителя, продолжают нормально существовать в абсурдистском театре размером с человечество. Сразу должен предупредить — несмотря на вроде бы научный антураж, это НЕ научная фантастика. Даже не рядом. Поэтому не надо бросаться к википедии и учебникам по физике и уличать автора в научных нестыковках выстроенного им мира — потому что для Томаса Лера точность физической картины бредового мира никакого значения не имеет.
Главный лейтмотив романа «42» - это изучение того, как меняется психология человека под влиянием абсолютного, беспросветного и безнадежного одиночества. Я бы даже сказал — кафкианского. Чем-то «42» перекликается с «Человеком-невидимкой» Уэллса, причем некоторые из 70 счастливчиков (или неудачников?) пошли вполне по пути уэллсовского Гриффина, пытаясь выстроить свою жалкую империю невидимок в мире живых статуй. Жестокая ирония ситуации заключается в том, что вседозволенность, как выясняется, не приносит никакого удовольствия при полном отсутствии публики...
В общем, «42» - это странный лабиринт блужданий по темным уголкам человеческой психики, небрежно завернутый в фантик «научной фантастики». Рекомендуется исключительно литературным гурманам — все-таки я с Франции статью начинал )