Найти в Дзене
КонтрКульт

Как продать протест : рассмотрим как бунт вошел в моду и стал коммерчески успешным проектом.

Оглавление

Ни для кого не секрет, что идеи нонконформизма всегда пользовались коммерческим успехом, среди тех, кто мог их себе позволить.

Андерграунд, как принято его сейчас называть, стал интересной находкой для тех, кто хотел выделиться и отстоять свои, противоречащие нормам общественного восприятия, идеи и концепции. В любом творческом направлении, будь то музыка, изобразительное искусство, или архитектура и скульптура находились те деятели, что радикально переворачивали общественное отношение к творчеству и открывали новые горизонты для развития мировой культуры, выходя сначала против нее, а в последствии становясь ее неотъемлемой частью.

За примерами далеко ходить не надо. Практически любой человек знает о существовании такого художника, как Сальвадор Дали, который был тем еще бунтарем, и не раз шокировал своими выходками широкую общественность. Тем не менее, большинство его работ, не только раскрыли, но и преумножили молодое, на тот момент, течение кубизма и дадаизма в изобразительном искусстве. Будучи одним из самых ярких и протестных эксцентриков того времени, он заполучил огромную популярность не только в мире изобразительного искусства, но и во всем мире искусства в целом. Его сюрреалистические полотна пользовались огромным коммерческим успехом у ценителей и поистине гениальный художник был так же баснословно богат, благодаря своему гению и яркой, несгибаемой натуре бунтаря и провокатора.

Но протест не всегда так изыскан и красив, как это было в примере с Сальвадором Дали. Перенесемся немного дальше и посмотрим на то, как свое развитие начали более агрессивные формы культуры протеста, а именно, панк-культура.

Однажды, в 1964 году, в США некие ребята собрались в гараже и вдохновленные Beatles и Rolling Stones начали исполнять рок-музыку. Так и появился первый неказистый, грязноватый, некоммерческий "гаражный" панк-рок. Гаражная музыка сильно резонировала с проблемами общества того времени, американская мечта умирала, экономика стремительно и бесповоротно менялась, либерализация и борьба за гражданские права чернокожих накаляет обстановку среди консервативного общества. А далее наступает глубокий экономический кризис 70х и сексуальная революция, которая доводит и без того консервативно настроенное "поколение заставших великую депрессию" до зубного скрежета. Наркотики, секс, музыка, свобода самовыражения и провокационные настроения порождают все новые и новые формы протеста, которые впоследствии не только переманивают на свою сторону неокрепшие и импульсивные молодые умы, но и отлично среди них продается.

Панки 70х
Панки 70х

И вот, свобода порождает все большую свободу и из общей стилистики панка начинают рождаться все новые и новые подгруппы. Концертные площадки заполняются тысячами людей. Глэм-рок, блэк-металл, готика, гранж, все это распространяется по Америке и странам Европы и набирает немыслимые обороты. И вместе с тем все это отлично продается среди аудитории последователей. У некогда гаражных групп появляются имидж-мейкеры и продюсеры. Некоторые группы создаются, как заведомо коммерческий проект. Люди знающие толк в деньгах и экономическом развитии индустрии видят все больший и больший спрос на этот вероломный и агрессивный вид протеста. Известные модельеры, такие как Анна Суй, Вивьен Вествуд и Жан-Поль Готье, начинают использовать элементы панка в своих показах, панк просочился во все сферы искусства и в том числе в высокую моду.

Показ мод в стиле панк. Автор: Жан-Поль Готье.
Показ мод в стиле панк. Автор: Жан-Поль Готье.

И таким образом работает вся мировая культура. Нонконформизм становится частью борьбы за свободу и выбор, иногда он приобретает форму протеста и выражает бунт и агрессию, но тем не менее, постепенно он встраивается в систему и начинает работать на общество, которое работает на него. Так или иначе, любое, даже самое протестное культурное движение обрастает последователями, которые приумножают его. И чем ярче протест откликается в общественном сознании, тем сильнее работает одна из главных формул рынка: "спрос рождает предложение".

Так мы и получили мега популярных Sex pistols и Nirvana. Так же их путь продолжили и другие группы, такие как Green Day, Offspring, bloodhound gang т.д. Жанры менялись, темы протестных движений становились то мягче, то жестче, но кое-что оставалось неизменным - обществу было необходимо это, и рождались все новые и новые голоса поколения, которые собирали толпы, транслировали идеи, создавали модные и трендовые направления, а самое главное, они хорошо продавались.

И это происходит не только с рок индустрией, но и со всем искусством в целом, идеи протеста, нечто свежее, бьющее в самое больное, нечто сильное и несгибаемое сначала идет в разрез с общественными установками, а после, адаптируется и становится частью системы ценностей в мировой культуре и подвергается коммерциализации, как и все, что человек, в силу своей природы, хотел бы приобщить к себе и присвоить. И это не плохо, пока такая система работает, у контркультурных явлений есть ресурс к существованию и тем самым общая культура развивается приобретая новые формы и порождая новые идеи, откликаясь в сердцах людей и завоевывая поколения.

Lil peep
Lil peep

Спасибо, что дочитали эту статью, напишите в комментариях, как Вам эта статья и окультуривайтесь с удовольствием! :)