В 1377 г. Араб-шах (Арапша) стал собирать войско, чтобы, наконец, пресечь расширяющие свой масштаб русские вольности. По некоторым предположениям, он приблизил к себе Мамая, и именно Мамай убедил его провести ряд карательных экспедиций против Руси.
Узнав, что из Орды готовится вторжение, Дмитрий Иванович – князь московский, призвав на помощь суздальско- нижегородских князей, стал готовиться к решительной битве за независимость. Возглавляемое им московско-нижегородское воинство выдвинулось навстречу войску Араб-шаха.
Объединенные русские войска остановились лагерем на реке Пьяне в Суздальско-Нижегородском княжестве, и тут пришла весть, что неприятель задержался где-то у Волчьих Вод (о каком это именно месте говорится в летописи, установить невозможно).
Похоже, ордынцев на Руси уже считали недостойными серьезного отношения. Дмитрий Иванович, пока войско Араб-шаха было где-то далеко, решил успеть наведаться в Москву, куда увел и составлявшие главную ударную силу русского воинства свои полки.
Оставшиеся в лагере у реки Пьяны войска в ожидании противника расслабились. Тем более что прошел слух, будто ордынское войско немногочисленно, а сам Арапша находится еще далеко от русского лагеря. Этот слух, вероятнее всего, распустили мордвины, часть знати которой, получившая некие привилегии от ханов еще несколько лет назад, помогала ордынцам.
Стояло лето, было жарко, да и само название реки, казалось, подсказывало воинам, как именно скрасить томительное ожидание битвы. Дружинники сняли доспехи и даже рубашки и предались бурному распитию вина. Причем, пример подали воеводы, первыми начав бражничать, веселиться, охотиться на птиц.
2 августа к глубоко захмелевшему, потерявшему всякую организацию и боеспособность войску совершенно с другой стороны, нежели откуда ждали, подошла мощная армия Араб-шаха.
В разразившейся битве, больше похожей на хаотичное избиение потерявших рассудок от хмеля и ужаса людей, погибло множество русских воинов: как простых дружинников, так и бояр, а другие спасались вплавь, прыгая в реку. Многие при этом утонули. В том числе и суздальско-нижегородский княжич Иван Дмитриевич.
На Руси с той поры появилась поговорка: «Кто хлебнет воды из реки Пьяны – сам пьяный будет».
А Нижегородское княжество, таким образом, осталось незащищенным. Ордынцы двое суток жгли, грабили его, убивая тех, кто ранее не успел убежать или спрятаться, многих увели в плен.
Полная версия здесь: https://history-thema.com/nachalo-obedineniya-rusi-moskva-i-padenie-vliyaniya-ordyi-chast-i/
Читайте еще:
После битвы на Калке 1223 г.
Поддержите наш канал лайком и нажмите вверху "подписаться". Спасибо! Заглядывайте еще. Удачных дней!
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.