Когда студенты трясутся над повторением своего доклада и забивают на взаимное слушание, внутри меня умирает маленький преподаватель. Увещевания "Слушайте и задавайте вопросы" не очень-то помогают, а обещание дополнительного балла порождают серию вопросов для галочки. Тоска в общем.
Поэтому за год практики в разных группах я научилась организовывать сессии презентаций с активным участием докладчиков и слушателей.
Важно! Эти способы работают как онлайн, так и офлайн. Отличаться будут только формат материалов.
Первый способ: раздаточный материал и голосование за лучший доклад
Как работает. У каждого есть лист вопросов, на которые возможно ответить, только слушая и спрашивая докладчика.
Что надо сделать до занятия. Организация очень проста и эффективна. Зная тематику докладов, вы формулируете общие открытые вопросы, в которых слушатели должны будут анализировать услышанную информацию и часто сопоставлять с содержанием своих докладов. Например:
➡ Слушайте доклады о национальных чертах разных народов. Какие три народа вы запомнили лучше всего? Чем в характере они похожи на представляемый вами народ?
➡ Выберите две страны из рассказанных. Какие даты важны для истории страны? Что в это время происходило в стране, о которой рассказали вы?
Плюс добавляете 2-3 вопрос о симпатиях зрителей. Это может выглядеть так:
➡ Какие две презентации вам понравились больше всего? Почему (назовите 2-3 причины)?
➡ Кому бы вы отдали приз за лучший рассказ / оформление / за неожиданные факты ?
🔳 Отличие онлайн от офлайн: только в носителях. Если вы работаете в классе, то раздаете вопросы, оформленные в листы-опросники. Если страдаете во всемогущем онлайне, — отсылаете ссылку на Google-форму или другой конструктор. Плюс симпатии также можно выражать быстрыми реакциями (нижняя панель в Zoom или Skype)
Что важно. Формулируйте вопросы так, чтобы они заставляли анализировать информацию и отвечать не просто по содержанию, а выражать мнение. Обязательно оставьте вопрос или два о премируемой презентации. После проверки вы сможете нарисовать / отослать каждому студенту звездочки или смайлики по количеству симпатий из зала.
Подводка к заданию. Вы не просто раздаете бумажки с вопросами или рассылаете формы. Вы также готовите вводную часть, в которой поясняете цели слушателей.
В конце занятия преподаватель забирает все листы и проверяет ответы. Так он_а может оценить активность аудитории и самые интересные доклады.
Второй способ: ролевая игра во время презентации
Как работает. Вся группа погружена в игровой контекст, каждый слушает и реагирует на доклады из роли. Это позволяет студентам взглянуть на презентации с новой точки зрения и развить креативное мышление.
Что надо сделать для подготовки. Чтобы продумать игровой контекст, надо точно знать, о чем будут рассказывать студенты. Например, я устраивала первую ролевую на защите проектов по РКИ-продуктам. Поэтому игровым контекстом стала официальная встреча заказчиков с исполнителями. Слушатели самостоятельно придумывали: свою "компанию", должность в ней, цели на встрече. От этих установок они далее заполняли ответы в форме.
NB: если не уверены, что студенты придумают, придумайте запасные 4-6 вариантов ролей. Они отсылаются ученикам по чату (онлайн) или выдаются на листочке.
Так же, как и в первом варианте, подготавливается список вопросов. Для моего случая я использовала такие:
➡ Какие три проекта, на ваш взгляд, решат вашу бизнес-задачу? Почему?
➡ Какой проект хорошо монетизируется? Как бы вы это сделали?
➡ Какой команде вы бы предложили сотрудничество? Почему?
Параллельно с ответами на вопросы слушатели заполняли рубрики на понравившиеся проекты. Рубрики — это таблицы в оценкой отдельных характеристик проекта по шкале:
🔳 Отличие онлайн от офлайн: онлайн-опросник vs раздаточные материалы. Оформление также важно — оно помогает лучше погрузиться в игру. Поэтому для игрового контекста "Тендер" хорошо приготовить буклеты с названиями проектов и графами "Заметки для себя". Для контекста "Выборы" можно сделать бюллетени, а для контекста "Знакомство с традициями землян" — исследовательские листы иноплянетян.
Это маленькая деталь, но она играет роль, если вы хотите живой отклик на свою задумку от аудитории.
Чем ещё можно дополнить игровое слушание. Вы можете устроить обсуждение после выступлений. Пусть слушатели выскажут мнение о проектах, оставаясь в роли. Так вы сможете выбрать "победителя" тендера, выборов или лучшего исследователя и пр.
Я разделяла слушателей на небольшие группы по 3-4 человека, поэтому каждая группа = какая-то компания.
В конце я всегда дополняю форму элементом "Отчет для босса". В этой части слушатели высказывали мнение и давали анализ одной из презентаций. Таким образом они закрепляли в памяти услышанное плюс тренировались в оценке работы с точки зрения "взрослого рынка".
-----------------------------------------------------------------------------
Методические советы, обзоры трендов, курсы, цифровые инструменты и немного юмора — на канале "Преподавай Онлайн"