«Крематорий» — название специфическое. Казалось бы, это слово вызывает самые мрачные ассоциации, и группа с таким названием должна быть очень мрачной. На первый взгляд — так и есть, некоторые тексты могут показаться трагичными, да и имидж неулыбчивого фронтмена-армянина в чёрных очках на первый взгляд производит не очень весёлое впечатление. Но на самом деле «Крематорий» — группа позитивная, и им очень подходит словосочетание «Весёлый ансамбль» из их же песни. Просто если не чувствовать иронию, граничащую с чёрным юмором, то лучше их песни, наверное, не слушать.
А песен хороших у «Крематория» много. Например, мне больше всего нравится «Таня» и «Катманду», моей жене — «Мусорный ветер», куму — «Лепрозорий» и «Кошка», куме — «Маленькая девочка», а одной знакомой — «Клубника со льдом».
Но если выбрать песню, которую можно считать самой «программной», выражающей суть группы, то это, на мой взгляд, «Безобразная Эльза». «Ведь мы живём для того, чтобы завтра сдохнуть» — строчки из припева, и их можно сделать эпиграфом ко всему творчеству коллектива. И самое интересное, что с этими словами не поспоришь!
Про «Безобразную Эльзу» ходит много баек.
Вообще, у многих песен лидера группы Армена Григоряна (а именно он является автором большинства из них) есть какие-то прототипы, в основном из молодости, которая была неразрывно связана с употреблением горячительных напитков. А у «Эльзы» прототипов было несколько.
Эльзой звали пьющую даму, постоянную посетительницу московского пивбара, в котором бывал и Григорян. Даму часто посылали за водкой, и однажды она принесла вместо водки медицинский спирт. Этот момент отразился в строчке «с банкой чистого спирта я спешу к тебе».
Другой прототип — знакомая хозяйка квартиры и аквариума. Однажды на этой квартире грандиозная попойка закончилась тем, что совсем не осталось закуски. Хозяйка уже заснула, и гости (среди которых были Григорян и писатель Венедикт Ерофеев) отправили на сковородку рыбок из аквариума. По словам Григоряна, рыбки были дорогие, но вкусные. Проснувшаяся хозяйка смотрела на аквариум в полном шоке и скребла ногтями по его стеклу. Этот момент отразился в строчке «как зверушка когтями скребёшь по стеклу». Не очень хорошая история.
Насколько эти истории правдивы, сказать сложно. Очень может быть, что слова Армен Григорян написал просто так, а потом под эти строчки придумал любопытные легенды.
А вот отсылка к пьесе финского драматурга Энсио Рислакки «Безобразная Эльза», думаю, точно присутствует, и более явно, чем вышеописанные байки. Героиню пьесы называли безобразной за то, что она с детства гоняла с мальчишками. потом занималась наукой и была равнодушна к традиционным женским интересам. Но однажды она она за один вечер покорила сразу трёх мужчин.
По этой пьесе в 1981 году был поставлен телеспектакль с Татьяной Догилевой в главной роли.
Строчки «Безобразная Эльза, королева флирта» — подходят к флиртующей героине.
В общем, источники уже не так важны — главное, что песня получилась прикольная! Также любопытен факт меняющихся чисел в песне. Изначально там было «нам по двадцать семь лет», потом на концертах Григорян пел «нам за тридцать уже», потом «нам за сорок уже»... Сегодня фронтмен вставляет туда любой возраст, какой хочет...
А сегодня Армену Григоряну — шестьдесят!
Сейчас он ведёт здоровый образ жизни — курение, неумеренное потребление алкоголя осталось в прошлом.
Зато остался «Крематорий»! Со старыми и новыми песнями!