Продолжение цикла.
Словарь: Обнажение — действие, приводящее человеческое тело в состояние полной или частичной наготы.
Обнажение женского тела стало со временем излюбленным приемом дизайнеров одежды с целью привлечь внимание и даже эпатировать публику. Женщины середины ХХ века приняли эти выходки как сигнал к изменению общепринятых норм и правил. Судите сами.
1950-1960
Женская победа. Женщина стояла перед трудным выбором: замаскировать свою женственность в utility clothes (практичную одежду), учитывая трудности послевоенного времени, или заявить о своей натуре, примерив дорогостоящий new look с укороченной юбкой.
Это был выбор между экономностью и расточительностью, между скорбью по утратам и радостью жизни. Общество предписывало экономить и быть скромнее.
Предписание распространялось даже на королевских особ. В частности, король Георг VI требовал, чтобы обе его дочери, принцесса Елизавета и принцесса Маргарет, соблюдали общепринятые нормы. Но девушки не могут устоять перед очарованием платьев Кристиана Диора - создателя new look. Осенью 1947 года по просьбе королевы-матери в гостиных супруги французского посла мадам Массильи устраивается частный показ коллекции Диора. Присутствовали королева-мать, принцесса Маргарет, герцогиня Кетская и её сестра, принцесса Ольга Югославская. Диор создает платье к совершеннолетию принцессы Маргарет, и к 1951 году у new look появится ярлык "By appointment of the Queen" ("С дозволения королевы").
Итак, выбор был сделан в пользу new look, который потребовал и полного преображения женского тела. Женщина транслировала легкость, грациозность и утонченность вне зависимости от природной красоты и возраста.
Она вновь почувствовала себя женщиной обольстительной, желанной и готовой к зарождению новой жизни. Пожалуй, впервые она пошла на явную конфронтацию с установками общества и одержала победу.
1960-1970
Эйфория молодости. Молодежь стала новым социальным игроком, который отрицает «буржуазные ценности» родителей. Экономическая независимость молодых позволила им пересмотреть родительские установки, нормы и ценности.
Тотальная переоценка жизненных ориентиров вылилась в бурную социальную активность, раскрепощенность в общении, сексуальную свободу и естественность поведения молодых.
Новые идеалы красоты формируются внутри субкультур, различных организаций и движений. Модная одежда становится одним из средств выражения индивидуальности, самостоятельности взглядов и убеждений.
В 1966 году Елизавета II вручила Орден Британской империи Мэри Куант за вклад в индустрию моды. Получать награду из рук королевы в Букингемском дворце дизайнер явилась в своем изобретении - мини-юбке.
Открытие мини-юбки, согласно легенде, произошло случайно. Знакомая Мэри мыла полы в доме, подол длинной юбки постоянно мешался, поэтому она обрезала его ножницами. Куант нашла это не только практичным, но и красивым. В тот же день подобные модели были выставлены на продажу в бутике, а меньше чем за сутки все юбки были раскуплены. В 1965-м Мэри представляет коллекцию юбок и платьев нового фасона. Успех был бешеным. Спусковой крючок был снят.
В обществе 60-х процветает гедонизм и культ тела. Женщина любуется и наслаждается своим телом, порой впадая в эйфорию. Не верите? Спросите у бабушек?
Возник культ женской красоты. С тех пор прошло полвека - более чем достаточный срок для изменения социальных установок. Полвека - это два поколения женщин, для которых красота стала синонимом здоровья, моды, успеха. Как это происходило?
1970-1990
Золотая монета. Женская красота вновь считается средством обольщения и достижения успеха в жизни. Красота становится золотой монетой, которую можно инвестировать в успех на социальном или профессиональном поприще. Женщина чувствует, что она награждена даром и, если распорядиться им с умом, можно получить неплохие дивиденды.
Она предстает в образе безупречного, элегантного, чуть резковатого и очень эффектного создания. Женщина осознает необходимость быть красивой для себя и для других, и при этом оставляет за собой право проявить свой социальный и деловой статус максимально ярко или умеренно, без особых излишеств. Возникает ощущение самодостаточности и способности к самостоятельному принятию решений.
1990-2000
Самопрезентация. С одной стороны, красота прочно ассоциируется с естественной красотой тела. Женщины стараются вести здоровый образ жизни, испытывают потребность в помощи специалистов. Одежда становится для них второй кожей.
С другой стороны, женщины прибегают к экзотическим способам украшения тела в виде татуировки и пирсинга, расставляя специальные акценты. В этом проявилась ностальгия по общепризнанным канонам красоты.
Татуировка превращает тело в произведение искусства, пирсинг – в подобие эротической игрушки. Искусство обольщения не знает ни временных, ни культурных границ. Женщины отправляются на поиск средств и способов презентации своего физического, эмоционального и духовного «Я».
2010-2020
Явление красоты души. Стандарты женской красоты становятся более гибкими и определяются самими женщинами, их заботливым отношением к собственному телу. Современная женщина становится более информированной о вреде и пользе тех или иных инструментов красоты, что определяет её поведение. Она все чаще отказывается от искусственного украшательства, равно как интересуется средствами, которые сделают её подвижной и непосредственной.
Особенности осанки, походки, умение использовать тело в соответствии с ситуацией по-прежнему связываются с физической привлекательностью женщины. Но современницы находят в себе силы явить миру красоту своей души.
*В статье использованы мои комментарии к проекту Cosmopolitan. С психологической интерпретацией моды можно ознакомиться в моей книге "Психология моды":